Вот есть человек. Он может быть вполне обычным с виду, но при этом у него дар величайший — замечать красивое и удивительное, мелочи, которые делают мир объемным и выпуклым. Сухой сучок, похожий на чертенка. Необычный белый гриб, из шляпки которого растет еще один такой же гриб. Розовую акварельную полоску на небе зимой.
Он замечает это каждый день: и в дождь, и в бесконечную зиму, в любом настроении. С таким человеком посчастливилось мне познакомиться на этой неделе. Александр Иванович Точилин — человек с особым, творческим взглядом на мир, несмотря на то, что профессия его с творчеством никак не была связана: он ветеран нефтезавода, отработал там 36 лет, пройдя путь вверх по карьерной лестнице от рядового помощника оператора.
Как у многих увлеченных людей, «свой» вид декоративно-прикладного творчества Александр Иванович нашел случайно: благодаря любимому увлечению — рыбалке.
Свои рыбацкие хитрости есть у каждого бывалого рыболова. Вот и у Александра Точилина они есть. «Никаких блесен, джиголовок и мормышек я в магазине никогда не покупал. Я все делаю сам, как мне подсказывает мое рыбацкое чутье», — рассказывает мой собеседник. Снасти у него выходят уникальные — настоящие подвески для «королевы», где «королевой» назначается та или иная рыбка. Все рыбацкие самоделки Александра Ивановича проверены временем и практикой — среди друзей он слывет удачливым рыбаком, который никогда не возвращается домой с пустыми руками.
Рыболовные снасти наш земляк создает не одно десятилетие, и по его признанию, это стало уже определенной жизненной дорогой, свернуть с которой сложно, да и не хочется — настолько увлекает эта кропотливая работа.
Как и любое рукоделие, литье, которым занимается Александр Точилин, — целое ремесло, требующее умелых рук, специальных навыков и инструмента. Формы, в которых он отливает своих рыбок, умелец также делает своими руками из гипса или алебастра. Сплав, из которого изготавливаются рыбки — боббит: это олово с добавкой свинца, меди и еще парой «секретных» элементов. Температура плавления у него невысокая — 250 градусов, что позволяет литейных дел мастеру все это проделывать на своей плите дома. Но и это не все. «Конечно, нужно большое желание этим заниматься и фантазия, — признается Александр Точилин. — Смотрю, юбилей города скоро. У меня появилась мысль — а не сделать ли такую композицию (показывает фото, на котором рыбками выложено: «Кстову 65!» — прим. авт.). Материал у меня был. На надпись ушло 88 рыбок, а ведь каждая из них — это штучный продукт, на одну такую рыбку трачу примерно 40-45 минут, в итоге это получается где-то 65 часов».
Художественное литье — дело непростое, и вряд ли каждому под силу. Тут нужен особый склад характера. Александр Иванович уверен, что в этом, как, впрочем, и в любом другом деле важны упорство и усидчивость: «Можно все уметь, но если этими качествами не обладать, ничего не сделаешь. Ничего же за пять минут не создается, везде нужен труд, здесь особенно. Нужна выдержка, чтобы сидеть за этим часами, скрупулезно отливая каждую рыбку, обрабатывая ее, доводить до ума. Зато потом видишь готовый результат, и понимаешь, что да, оно того стоило!».
Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru