Ежегодно 15 октября отмечается День белой трости, которая стала символом людей, чей мир погружен во тьму — слепых и слабовидящих. Как устроен быт людей, которые не видят? Об этом мы попросили рассказать Вячеслава и Валентину Царегородцевых. Оба они работают в Нижегородском областном центре реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», Валентина — инструктором по ориентированию и мобильности, Вячеслав — тренером по цифровой грамотности, юристом.
Они сами являются инвалидами по зрению, поэтому знают о проблемах незрячих и слабовидящих людей не понаслышке и сами служат примером успешной самореализации в жизни человека с ограниченным зрением.
— Как вы пользуетесь интернетом, компьютером?
Вячеслав: — Уже лет десять в смартфонах и компьютерах есть специальные приложения, которые озвучивают все действия и всю информацию, которая появляется на экране. Если научиться пользоваться этими приложениями, то можно будет передать показания счетчиков, оплатить коммунальные услуги, пообщаться «ВКонтакте», в «Зуме».
Валентина: — Сложность в том, что незрячий человек, если дать ему в руки телефон, не сможет им пользоваться, нужны специальные жесты, клавиатурные сочетания, нужно объяснить, как это все работает. И мы в нашей организации проводим такие бесплатные уроки. В Кстове в этом году также такое бесплатное обучение люди проходили. Эти мероприятия проходят при поддержке регионального правительства. Мы уже второй год проводим такие курсы в Нижнем Новгороде и в области, а также делимся своим опытом с другими регионами — охватываем 40 регионов по всей России.
— Как вы ориентируетесь в городском пространстве? И насколько город Кстово удобен?
Вячеслав: — Самый главный инструмент для незрячего человека при передвижении — это белая трость. Мы не только обучаем людей передвигаться с ее помощью в пространстве, но и помогаем преодолеть психологически барьеры, потому что человеку, который потерял зрение, психологически сложно показать всем, что он незрячий. Трость — это не только возможность пощупать, что там у тебя на пути, но и возвожность показать окружающим, что ты необычный человек.
Когда спрашивают про доступность среды, я говорю, что самое важное для незрячих — это обычный порядок в городе: ровные дороги, отсутствие луж, знаков и столбов на тротуаре, самокаты еще являются препятствием. Хотелось бы, чтобы асфальт был поровнее, особенно в дождливую погоду все усложняется, потому что обойти большую лужу на ощупь не всегда возможно.
Валентина: — Скажу про хорошее. Нам очень помогают звуковые светофоры, это значительно облегчает передвижение. Когда я учила людей, которые потеряли зрение, и мы ходили по Кстову, у нас даже были случаи, когда мы стояли у перехода через дорогу, останавливалась машина, и водитель говорил — проходите, там все свободно. Люди помогают.
А вообще у нас в Кстове очень маленький процент незрячих людей, которые самостоятельно передвигаются и ориентируются сами, сложно это. Бывает, что родственники часто против того, чтобы человек выходил один. Но пока незрячий человек сам не решит, что он хочет быть самостоятельным, что ему это надо, не получится у него самостоятельно ориентироваться.
Вот сейчас у нас будет с 19 по 21 октября выездное мероприятие «Школа самостоятельности» в Балахнинском районе на базе отдыха «Дубки» в Лукино, из Кстовского района поедут четыре незрячих человека. Там будут и занятия с психологом, и общие занятия по ориентировке. Инструкторов по ориентировке у нас в области три человека всего, включая меня.
— Вы сами много путешествуете, ездите по командировкам по всей России, как это все вообще возможно?
Валентина: — Последние пять лет стало значительно проще, потому что и на железной дороге, и в метро, и в аэропорту есть служба сопровождения маломобильных граждан, туда можно позвонить, заказать сопровождение, и тебя встретят, проведут и посадят на такси в пункте прибытия.
Вячеслав: — Вообще мы рассматриваем туризм и поездки как тренинг по самостоятельности. Люди смотрят, как ориентироваться, общаются с другими незрячими, выходят из зоны комфорта и начинают понимать, что они могут сориентироваться в незнакомом пространстве.
Валентина: — А еще путешествие — это новые эмоции, впечатления! Вот, например, на этой неделе мы были в трех регионах: в Ставрополе, Волгограде и Астрахани, мы ехали в поезде, и с нами сосед был такой интересный! Столько рассказал всего!
Вячеслав: — В музеях сейчас появляются макеты тактильные, то есть архитектурные сооружения можно «посмотреть» руками и понять, как это все выглядит. Сами тоже производим по возможности такие макеты. Сделали, например, макет Нижегородского кремля, где можно каждую башню, каждое здание внутри кремля «посмотреть», рельеф ощутить. И общение с другими людьми в путешествиях — это важно. Так что мы сами путешествуем, и всем рекомендуем. (Смеются.)
— Как вы понимаете, что берете в магазине?
Валентина: — Ой, в магазине сложно. Есть маленькие магазины у дома, их становится все меньше — с продавцом за прилавком. Обычно в таких магазинчиках продавцы знают, что тут живет незрячий. Вот я прихожу и говорю — печенья бы мне надо, расскажите, какое у вас есть, мне перечисляют, и я выбираю. А еще продавец говорит — у кефира такой-то срок годности, успеете выпить? Потому что сама я не могу этого прочитать.
Вячеслав: — С магазинами самообслуживания сложнее, в некоторых из них бывает такая услуга, когда руководитель зала или менеджер помогает пройти и найти нужное на полках, к сожалению, не всегда есть люди свободные, которые могут помочь, но мы стараемся над этим работать.
И сильно облегчает сейчас жизнь возможность заказать товары онлайн: сформировать корзину и прийти забрать или оформить заказ с доставкой.
Валентина: — В магазине самообслуживания даже сориентироваться сложно внутри. Даже если кто-то увидит, что идет человек с белой тростью — маловероятно, что к тебе подойдут.
— Вы готовите себе еду?
Валентина: — Готовлю то, что я умею делать, то чему меня научили. Вот, например, готовить в горшочках меня научила моя подруга, она тоже незрячая. Она пошагово все рассказала: как порезать, как положить, как достать этот противень с горшочками из духовки, и мы вместе приготовили у меня дома это блюдо. Тут только через обучение с наставником, который проведет буквально за руку по всем этапам.
Вячеслав: — Не голодаем (Улыбается). Кашу сварить, суп, картошку пожарить — это можно. С новыми рецептами сложнее. Чаще всего это обмен опытом. Еще одна сложность в быту — лифты с сенсорными кнопками, а если они еще и в три ряда… Ты нажмешь несколько кнопок, прежде чем найти нужный этаж. Хорошо, что лифты сейчас часто озвучивают, на какой этаж приехали. С бытовыми приборами такая же история. У нас дома говорящая мультиварка — озвучивает режимы. Для тех, кто пользуется смартфонами, можно стиральную машину или напольные весы синхронизировать с приложением. И смартфон будет проговаривать все.
— Вы включаете свет, когда приходите домой?
Вячеслав: — Слабовидящим это важно, людям, у которых остаточное зрение, — они включают свет по привычке.
Я топлю за смартфоны (Смеется), они помогают определить уровень освещенности, найти источник света с помощью специальной программы — включен свет или выключен. Есть незрячие, которые настраивают умный дом и с помощью «Алисы» им управляют, получают информацию на слух об электроприборах.
Валентина: — Не все незрячие знают о таких возможностях смартфонов, насколько они могут облегчить жизнь. Мы всегда готовы в этом помочь. В нашей организации есть горячая линия 8-800-550-46-80, которая работает по всей России. Там два незрячих специалиста помогают выбрать смартфон, консультируют по настройкам, какие приложения использовать, рассказывают про компьютеры и бытовую технику, начиная от выбора трости до говорящих пылесосов и мультиварок. Мы ничего не продаем, но знаем, чем незрячие пользуются. Мы об этом узнаем друг от друга.
— А кино вы смотрите?
Вячеслав: — Да! Даже в кинотеатры по возможности бывает, ходим.
Валентина: — Но есть сложности: бывает, смотришь фильм, и в конце происходит какое-то действие под музыку, и мы вроде бы все кино понимаем, а в конце раз — и чем кино закончилось, понять не можем. И спрашиваем у знакомых — что в конце-то было? Но это раньше часто было, сейчас есть тоже технологии для незрячих, которые помогают понять, что происходит на экране.
Вячеслав: — Есть такая услуга — тифлокомментирование, это дополнительные пояснения того, что на звук не понятно. Бывает несколько вариантов — в театре или на спортивном мероприятии сидит человек, который все поясняет, при этом он не мешает и не перекрывает важный звуковой ряд. Это ювелирная работа, в небольшой промежуток времени нужно уложить важное сообщение. Так мы ходили на стадион во время чемпионата мира по футболу и даже смотрели балет с тифлокомментариями, где только музыка и диалогов никаких. Это стимулирует людей к знакомству с искусством.
Также есть возможность смотреть фильмы с приложением «Тифломедия» — во время просмотра фильма запускаются в нужное время фрагменты пояснения. Скажем: «Девушка с жестоким выражением лица открыла сумочку и достала из нее пистолет», — расшифровывает нам диктор то, что мы слышим только как маленький шорох.
Валентина: — Мы говорим и, наверное, складывается ощущение, что все прекрасно, но есть проблема того, что люди часто не знают, что есть такая возможность или не верят в себя, говорят — у меня не получится! В Кстове, например, не хватает психологов. Когда человек теряет зрение, это же большая психологическая травма, и тут зависит от того, как он выйдет из этого. Чем дольше он будет находиться в депрессии, тем сложнее ему будет стать самостоятельным человеком, который будет получать удовольствие от жизни.
Вячеслав: — А возможность вернуться к активной, самостоятельной жизни есть. Важно, чтобы не было гиперопеки от окружающих — друзей, родственников, чтобы у человека был стимул. Можно себя всегда найти в общественной деятельности. Это дает возможность людям почуствовать, что границ нет, он что-то может, он не обуза. Есть стереотипы и страх своей беспомощности, но если вы научитесь не визуальным навыкам, то можно будет спокойно вести обычную жизнь. Да, сложно, но можно.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива Царегородцевых