Время в руках мастера

Анна Беляева и Надежда Чемякина сохраняют народные традиции росписи по дереву.

Создавать нечто прекрасное и радующее глаз с помощью кисточек и красок — это талант и мастерство. И кто сказал, что обязательно нужно ограничиться холстом? Есть же много других поверхностей! Например, дерево. Надежда Чемякина уже больше десяти лет расписывает разные поверхности: столы и стулья, сундучки и шкатулки, деревянные рамы, старинные зеркала. Гитара, знакомые нам с детства советские игрушки и даже зонтик у Надежды Константиновны расписаны ею вручную. Она дает старым вещам вторую жизнь, полную красок и внимания со стороны.

В середине июня работы нашей землячки вместе с работами ее наставницы — руководителя студии «Роспись по дереву» Центра народной культуры «Берегиня» Анны Беляевой отправились покорять XIX Международный фестиваль народных художественных промыслов «Золотая хохлома» в город Семёнов.
При огромном выборе конкурсантов компетентное жюри фестиваля в номинации «Мастер и ученик» отметило работы Анны Геннадьевны и Надежды Константиновны дипломом лауреата I степени.
Теперь в копилке ЦНК «Берегиня» есть еще одно подтверждение того, что здесь трудятся самые профессиональные наставники и талантливые ученики.

— Анна Геннадьевна, Надежда Константиновна, поздравляю с победой! Расскажите про конкурс. Что для вас значит полученная награда?

А.Г.: — К сожалению, Надежда Константиновна не попала на конкурс, потому что у нас была проблема с транспортом. В Семёнове была выставка самого ЦНК «Берегиня», дали нам только легковую машину, поэтому все, что смогли уместить туда, повезли показывать на фестиваль.

Для меня победа в этом конкурсе — большое событие. В этом году очень много было заявлено участников именно в номинации «Мастер и ученик». Этот год объявлен президентом Годом педагога и наставника, поэтому и конкурс к этому приурочили. Номинаций было много, но в этой участников было намного больше, чем в остальных. Поэтому вдвойне было приятно победить.

Н.К.: — Для меня большая честь участвовать в этом конкурсе и победить, а тем более вместе с художником такого уровня! Анна Геннадьевна — человек, выросший в Городце, училась на фабрике прямо у мастера, которая передала ей все приемы и знания. Это человек, который чувствует цвет всеми частичками души.

Награды всегда приятны. Стать лауреатом этого фестиваля престижно, а для нас — почетно! Но это не дает повода расслабляться. Награды еще и обязывают. Надо соответствовать оказанному доверию и званию, работать, искать новые темы, так что цель у нас одна — творить, работать командой, слаженно и плодотворно, сохраняя при этом приверженность русским традициям и верность нашим предкам.

— Почему важно участвовать в таких конкурсах?

А.Г.: — Как модно сейчас говорить — ты выводишь себя из зоны комфорта. (Улыбается.) Это новые впечатления и эмоции, чтобы не стоять на месте, увидеть, кто что делает. На фестивале можно увидеть работы в разных направлениях и техниках. Здесь можно, что называется, «сверить часы», оценить скорости и тенденции развития народных промыслов, увидеть и почувствовать «моду» фестиваля, взять на вооруждение какие-то идеи новые.

— Надежда Константиновна, расскажите, как вы пришли к тому, чтобы стать мастерицей?

— Я пришла в «Берегиню» первый раз с младшей дочерью, где-то в 2011 году. Мы пришли в детскую изостудию для малышей к Сергеевой Людмиле Анатольевне, а также ходили на лепку из соленого теста к Ларисе Ковалевой, она меня и направила в сторону росписи, увидев, как я сижу, занимаюсь с малышами. Так я попала к Анне Геннадьевне, почему-то была уверена, что это обязательно будет хохломская роспись, и для меня было сюрпризом, что мы начнем с Городца. Мне понравилось с первого же занятия. И я осталась.

Я не считаю себя каким-то большим талантом, беру усидчивостью. Занималась в художественной школе в детстве, семь лет вместо пяти там проучилась (два года подготовки перед пятилетним основным курсом). Талантом там не блистала, у нас было не очень много занятий по декоративному творчеству, занимались в основном академическим рисунком, и я была средним учеником, но базу там получила.

Вообще, не зря говорят, что все идет из детства. Любовь к прикладному искусству — это семейное. Моя бабушка коллекционировала матрешек, начала их собирать где-то в 60-х годах прошлого века, у нее очень большая коллекция, в том числе нестандартных, авторских матрешек.

У бабушкиной сестры — просто квартира-музей, она влюблена в народные промыслы и была дружна со многими художниками. У нее все стены дома увешаны картинами, много расписных панно, матрешек , керамики. Это меня очень сильно все впечатлило в детстве, да и до сих пор впечатляет.

— Вы по профессии медик, а что для вас творчество?

— Занятия росписью позволяет отдохнуть, привести свои нервы, чувства, свое психологическое состояние в норму. Это арт-терапия. Я рада, что в моей жизни есть место прекрасному, что гляжу на мир немного другими глазами. Чем мое сердце успокаивается? Созерцанием прекрасного мира вокруг. Цветы, птицы, природа, произведения искусства, роспись. Кисточка — вот мой главный успокоитель. Когда беру ее в руки, забываю обо всем. Уже научно доказано, что когда человек рисует, его сердцебиение замедляется, нервы успокаиваются, мысли принимают спокойное течение.

— Сочетаете ли вы в своих работах традиционные приемы и современные?

— Я стараюсь учиться традиционной росписи и считаю, что нужно  ее придерживаться, но иногда, бывает, что импровизация присутствует, и что-нибудь авторское можно добавить. Стараюсь слушаться учителя во всем. Даже если чувствую, что хочется какую-то отсебятину понести,  то обязательно советуюсь. Ибо опыт и чутье Анны Геннадьевны неоспоримы.

А.Г.: — Форма изделия может быть любая, а вот сюжеты — всегда традиционные. В городецкой росписи есть свои каноны: например, если рисуешь сюжет, где действие происходит в помещении — это должны быть посиделки, застолья, если на улице — гулянья, вечерки. Еще распространенный сюжет — военные баталии. Автор не должен отступать от этих канонов, максимум, что он может себе позволить — это выбрать цвет и построить детали композиции — можно даже отобразить любое событие своей жизни, просто соблюдая каноны. Мы не делаем копии существующих работ — это индивидуальная работа каждого ученика. Сюжетные работы — это уже высокая квалификация, верх мастерства. Такую работу доверяли только опытному мастеру. Надежда Константиновна достигла этой ступени мастерства.

Н.К.: — В цвете  можно  немного отойти от канонов. Использовать традиционную технику, но цвет взять тот, который нужен, чтобы, например, вписать вещь в интерьер.

— Сложно ли овладеть росписью по дереву ребенку или любому желающему?

— Чтобы овладеть данным ремеслом, нужно терпение. Прежде чем приступать к работе над изделиями, сначала нужно освоить написание на бумаге основных элементов в отдельности. Для  этого требуется усидчивость, терпение, время. Не скажу, что взяв кисточку в руки, сразу стала расписывать вещи. Первые две недели   мне пришлось «ставить руку», прилежно рисуя кружочки в альбоме. Они потом пригождаются для написания следующего элемента. Научился кружочек рисовать — переходим к листочкам. Это как буквы писать в прописи, поэтому сразу какого-то сверхталанта не требуется.

Так что, если есть желание научиться, нужно просто ежедневно оттачивать мастерство, пробовать, рисовать и тогда непременно все получится, абсолютно точно.

— Что, на ваш взгляд, необходимо для освоения художественной росписи по дереву в наше время? Чтобы передать традиции новому поколению и сохранить их через века? 

А.Г.: — Мы на своем месте делаем все возможное. Проводятся мастер-классы, по Пушкинской карте очень много работаем для популяризации народных промыслов, росписи, работаем с садиками и школами. Взрослые к нам тоже приходят. Вот актеры в рамках фестиваля «Кстокино» приезжали к нам. Мы так волновались, как все пройдет, а они настолько увлеклись, старательно все расписывали и очень благодарили потом, сказали, что почувствовали себя детьми.

А еще наше участие в фестивалях, когда мы ездим по городам и весям нашей области и не только, именно это и продвигает наше ремесло в массы. Люди просто не знают, что такое сейчас существует, иногда на выставках они впервые знакомятся с нашим творчеством. И после этого у них тоже возникает желание «Я тоже так хочу». Так что если хотите, приходите в сентябре записываться к нам в студию. Ждем и детей и взрослых.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото Сергея Черняева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Кстово.ру
люди города Кстово