Музыка души Жанны Пестовой. О поэтах и поэзии.

Жанна Пестова, писатель, поэт.

Всемирный день поэзии — событие для тех, кто любит стихи, декламирует любимые строки по случаю и без повода, с придыханием произносит имена людей, сотворивших величайшее чудо, и передает свое увлечение окружающим. 21 марта в День поэзии во всем мире чествуют поэтов всех времен и народов. Они — герои праздника.

Накануне праздничной даты мы встретились с Жанной Пестовой

очень искренней женщиной, писателем, поэтом, автором пронзительных строк, трогательных, грустных и бесконечно мудрых. Наверное, не каждый способен так чувствовать. Ее строки звучат музыкой сказки, завораживают, очаровывают, манят…… Душа безоговорочно откликается на каждое ее слово, наверное, потому, что мы слушаем себя, читая ее стихи.

— Жанна, как вы впервые соприкоснулись с поэзией? Родители читали вам стихи?

— Мало того, что читали, папа еще и сам сочинял стихи и сказки для нас с сестрой. Стихи в моей жизни были всегда. В нашей семье это естественная среда.

— А когда появилось желание записать свои чувства и мысли в стихотворной форме?

— Сочиняла я всегда. Когда впервые папа сказал: «О, так ты у нас тоже что-то пишешь», — мне было четыре года. Мы тогда жили в Работках, переезжали в Прокошево, вот про Прокошево я что-то и сочиняла. Никто, конечно, это не запомнил и не записал.

Такого, чтобы записывать стихи в отдельную тетрадь, у меня долго не было. Классе в шестом я начала просто вставлять свои стихи в сочинения, которые мы писали на уроках литературы. Учительница понимала особенности моего характера и не афишировала, что я пишу стихи, она знала, что для меня это смерти подобно, и я никогда ничего никому не покажу.

— Где проходит грань между зарифмованными строчками и поэзией?

— Очень тонкая грань. Поэзия — когда не просто красиво написано, а за этим стоит что-то, что будет волновать других людей и в душе у них отзовется собственными мыслями и эмоциями. Причем, не просто отзовется, потому что графомании, которая многим нравится, у нас сегодня в достатке, но и через пять, и через десять лет ты вернешься к этим произведениям и найдешь какой-то новый смысл.

— А вообще поэтом можно стать или поэтом рождаются? Действительно ли поэт несет в себе «искру Божью» или любого можно научить писать стихи?

— Можно научить рифмовать, технике стихосложения научить можно и даже нужно. Даже тем, у кого есть дар, нужно учиться свои мысли правильно выражать. Но все-таки должна быть искра, предрасположенность к поэзии, особый взгляд на мир. Вот знаете, как алмаз — из него можно сделать бриллиант, а можно сделать сверло. И то, и другое нужно, но для разных целей. Так и с поэзией. От человека зависит, в какую сторону он будет развивать свой дар. Он может даже не писать стихи, но у него поэтический взгляд на мир. Если такой человек в состоянии эмоционального подъема будет о чем-то рассказывать, у него все равно получатся стихи — белые, рифмованные — не важно, какие, но это будут определенным образом выстроенные слова, особый ритм, эмоциональная наполненность. И они будут по-другому восприниматься, напрямую – в душу.

— Многие, когда начинают писать стихи, подражают известным авторам. Как преодолеть этот момент и выработать свой стиль?

— Подражать на начальном этапе нормально, потому что Лермонтов переписывал Пушкина — это общеизвестный факт, он учился на его стихах, как начинающие художники учатся, копируя картины великих. Это как раз учеба технике. Когда научишься технике, захочешь мысли выражать иначе, по-своему, выработается свой стиль, свой слог. Часто молодые поэты говорят — я других не читаю, чтобы не повторять. Но тогда может получиться так, что зарифмованная мысль, которая пришла тебе в голову, которую ты считаешь гениальной, уже была написана кем-то и не раз. А ты живешь, словно в вакууме, и думаешь — как я хорошо придумал, я гений. Читать нужно как можно больше.

— Жанна, что еще посоветуете, чтобы запустить процесс творческого роста?

— Повторюсь — как можно больше читать. Тогда придет понимание, где хорошие стихи, а где графомания. По-другому никак, вкус должен на чем-то вырабатываться. Писать, переписывать, править. Учиться технике стихосложения не только на примерах чужих стихов, но и по книгам по технике стихосложения — сегодня их в достатке. Они помогут понять, как соблюдать рифму, размер, какие рифмы вообще бывают. Инструмент дадут. Читать стихи тем, кто в этом разбирается, более опытным в литературе людям.

Мне в свое время очень помогло то, что в ДК «Октябрь» было организовано литобъединение, куда мы с Маргаритой Шуваловой (ныне – руководитель литературного объединения «Свеча» в г. Кстово – от ред.) пришли с тем, что у нас есть, там и познакомились. На занятия приходили разные поэты, в том числе и более опытные, чем мы. Каждый из нас пускал свои стихи по кругу, и каждый говорил, что он об этом думает. Временами было жестко. Нас сразу предупредили — мы хвалить не будем, мы будем ругать, чтобы потом хвалили читатели. И хвалили редко. Но уж если хвалили, то это значило, что надо работать еще больше, чтобы не опускать планку.

Сейчас, к сожалению, многие молодые поэты боятся критики. Говорят — а друзьям нравится, а вам мы больше показывать не будем. Но в этом случае роста нет. А застой для творчества губителен.

— Какие темы выбираете для себя?

— Я их не выбираю, они меня выбирают. Я не умею писать на заказ, даже на собственный. (Улыбается.) Есть поэты и писатели, которые  на любые события тут же отзываются стихами или прозаическими произведениями. И у них это хорошо получается. У меня иначе. Я больше пишу о взаимоотношениях людей, взаимоотношении человека с самим собой — ведь себя понять и принять порой важнее, чем другого человека. Мне это интересно читать у других авторов, эта тема волнует, вызывает размышления, я на нее пишу. В стихах была любовная линия, конечно, и философские размышления о жизни.

— Творческий кризис приходилось переживать?

— Да, в какой-то момент у меня перестали писаться стихи. Прозу мне тоже всегда было интересно писать, но когда ушли стихи, я очень переживала. Мне нравилось состояние написания стихов. Этот полет души, поднимающий над житейскими проблемами. А тут вдруг тебя раз — и будто птичку за лапку сдернули с неба и об землю — теперь тут будешь жить. Это было очень тяжело, но справилась, больше пошла проза. Творчество никуда не ушло, осталось со мной. Поэтический взгляд на мир сохранился, проза все равно олириченная идет. Для меня творчество — это способ общения с миром, высказываю мысли таким способом. И очень радуюсь, если нахожу отклик на них у читателей.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото Сергея Черняева

***

Эту боль не запить вином,

Не развеять ее ветрам.

Боль души врачевать дано

Только музыке и стихам.

Только музыка и стихи

 Восстановят в душе покой.

Звуки вальса нежно-тихи,

И зовут, манят за собой.

И уводят меня туда,

Где рождается новый день,

На рассвете не гаснет звезда,

И цветет трава-одолень.

Строчки лягут на белый лист.

Перечту, зачеркну опять.

Лист простит, что уже не чист.

Для него привычно прощать.

И не жаль уходящей мечты,

Пусть шаги ее будут тихи.

То, чего не узнаешь ты,

Помнят музыка и стихи.

***

Не придаем значения словам,
И с легкостью бросаем их на ветер.
Быть может, оттого так трудно нам
Жить на давно уже небелом свете.

Мир потускнел от пыли наших слов.
Поблекли краски, чувства притупились.
Он стал одним из самых мутных снов,
В котором мы когда-то заблудились.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово