«Литература — это духовное развитие ребенка»

Учитель русского языка и литературы школы №3 Анна Николаевна Костянова.

В конце мая учитель русского языка и литературы школы №3 Анна Костянова победила в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2023 году. Анна Николаевна представила свой уникальный опыт среди учителей Нижегородской области и стала лучшей.

— Анна Николаевна, поздравляю с победой! Как думаете, чем покорили жюри? У вас есть какой-то свой педагогический подход?

— Это не только моя победа, но и коллектива, в котором я работаю и многому учусь. На конкурсе мы представляли свой опыт работы и, наверное, масштабность моего опыта впечатлила жюри. Я рассказывала о культурологическом подходе к урокам русского языка и литературы.

Я говорила, что наша Нижегородская область богата культурным наследием, историей, декоративно-прикладным творчеством, памятниками архитектуры, и просто прекрасными живописным  пейзажами — все это может найти отражение на уроках.

Например, наша библиотека Рыжакова — как об этом не говорить?! Как не говорить о родной литературе, когда здесь рядом жил, творил прекрасный писатель Вадим Степанович Рыжаков, творчество которого не входит в школьную программу, но может быть рассмотрено в рамках внеклассного чтения, что мы и делаем — совместно с библиотекой проводим уроки, занятия по творчеству нашего земляка.

— Вы всегда хотели стать учителем?

— Я из династии учителей, и у меня, по-моему, не было другого выбора. Моя мама и две старшие сестры уже были учителями, и я пошла по их стопам. У нас все учителя русского языка. Сейчас еще племянница продолжает нашу традицию.

Наши семейные встречи родные называют «педсоветом». Мама давно уже не работает, но до сих пор интересуется, что нового в программе, как дети читают, что мы проходим — она всегда в курсе всех тем, и когда мы собираемся, у нас такой  своеобразный обмен опытом происходит.

— Сейчас многие отмечают, что общая грамотность падает, потому что люди думают — компьютер меня исправит, в телефоне есть автозамена… Так что не обязательно зубрить правила и быть грамотным. Что можете сказать на это?

— Грамотным нужно быть всегда. Я всегда детям показываю в пятом классе мультфильм «В стране невыученных уроков»: про запятую в предложении  «Казнить нельзя помиловать», и как открыть дверку и попасть из одного мира в другой. Нерадивому школьнику Вите Перестукину в стране неверно выполненных домашних заданий приходится исправлять не одну ошибку, и от этого зависит даже жизнь Вити. Сказка дает понять ученику, что полученные в школе знания пригодятся ему в разных ситуациях, и к ним нужно относиться со всей серьезностью.

— В чем, по-вашему, цель предмета «литература» в школе, чему вы хотите научить?

— Для меня литература — это в первую очередь духовное развитие, воспитание нравственных качеств. Мы говорим, что каждое литературное произведение затрагивает проблемы добра и зла, нравственного выбора: что такое хорошо и что такое плохо. И как в этой призме поступить, как сделать правильный выбор, на кого из героев постараться быть похожим, а кого все-таки следует увидеть в окружающем мире и в самом себе не в лучшем свете, и как с этим бороться.

— Должен ли учитель научить ребенка любить читать?

— Это, наверное, не наша должностная инструкция, и в любом случае нельзя заставить, даже если мы должны. Это нужно сделать ненавязчиво, чтобы ребенок понял, что это ему помогает, это интересно, это развивает. А вообще в чтении нужен всегда пример родителей. Если дома читают родители, то и дети обязательно будут читать. Мой папа ни дня не проводит без книги, поэтому его пример меня всегда впечатляет.

— Часто можно услышать, что сейчас дети ничем не интересуются, ничего не читают. Вы согласны с этим?

— Я всегда встаю на защиту детей. Они замечательные. Просто не такие, как были раньше — это конфликт поколений, который был во все времена: нас ругали, когда мы были молодыми, сейчас говорят про современных детей.

Нужно принять, что они живут в другом мире, и у них слишком много медийного пространства, где они могут получить информацию, книга не стала единственным ее источником. Но мы всегда говорим с детьми, что есть книги, которые сохранились в единственном экземпляре и содержат уникальную информацию. Не все можно найти в Интернете сразу и быстро.

— Есть у вас любимые произведения из школьной программы? И было ли такое, что у вас как-то менялось восприятие произведений, входящих в школьную программу?

— Конечно, восприятие менялось. «Войну и мир» я, как и большинство школьников, не сразу осилила и читала выборочными главами, а сейчас говорю, что это универсальное произведение на все случаи жизни и перечитала его не один раз — с каждым десятым классом открываю это произведение для себя по-новому и каждый раз по-разному смотрю на героев.

А самым любимым произведением со школы для меня остался «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Даже не знаю, с чем это связано, но свой отпуск я начинаю с Лермонтова. Многие главы знаю уже практически наизусть, но открываю для себя какие-то новые моменты, о чем, возможно, раньше не задумывалась.

— А не по программе остается время читать что-нибудь? Нравятся ли вам современные авторы?

— Можно сказать, что сейчас я стала поклонником творчества Наринэ Абгарян. Начиная с «Манюни», и другие ее романы, более серьезные: «Люди, которые всегда со мной», «С неба упали три яблока» — эти произведения впечатляют, вызывают различные эмоции от смеха до слез.

Дину Рубину очень люблю — и ее маленькие рассказы, и ее романы тоже вызывают эмоциональный отклик. Захара Прилепина рекомендую даже 11 классам читать. Да, там есть моменты с нецензурной лексикой, но есть очень многие произведения глубокие, которые затрагивают важные нравственные категории и современные проблемы, заставляют подумать, что сейчас происходит в мире, и как к этому следует относиться.

— Ваши пожелания на каникулы детям и родителям. Надо ли читать список литературы на лето, как-то дополнительно готовится к учебному году, повторять материал или нужно отдохнуть и отключить голову по максимуму?

— Я всегда говорю, что список я даю, но если вы прочитаете что-то не из этого списка — это будет уже прекрасно. А еще всегда рекомендую больше гулять, находить места, которые вы еще не видели, открывать для себя что-то новое, яркое, красивое, рекомендую делать фотографии тех мест, где вы побывали впервые, и  того, что вас впечатлило.

— И написать сочинение «Как я провел лето».

— И это тоже! (Смеется.)

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото из архива героини

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово