Кстовчанин Марк Смирнов почти 30 лет служит звонарем в храме.

Накануне Крещения он рассказал о секретах колокольного звона.

Марк Смирнов более 30 лет постигает премудрости звонарного дела.

Совсем скоро православные будут отмечать Крещение Господне — этот праздник входит в число двунадесятых, важнейших после Воскресения Господня (Пасха). Обычно по таким большим праздникам от церкви плывет радостный колокольный звон. Не каждый знает, что на службу в храме людей созывает звонарь Марк Смирнов, который более 30 лет постигает премудрости этой диковинной профессии. В преддверии праздника мы поговорили с Марком о колоколах, смысле колокольного звона, звонарях и о том, как ими становятся.

— Марк, как ты стал звонарем?

— Я обычный прихожанин, так сложилось, что стал звонарем и по благословению настоятеля и теперь могу выполнять эту функцию в любой церкви. Все началось в 1993 году, когда я был прихожанином храма Казанской иконы Божией Матери в Великом Враге, там еще был настоятелем протоиерей Григорий Долбунов. Мне было 16-17 лет. Сначала меня пригласили на клирос — место, где стоят певчие. Потом меня пригласили на колокольню, это был мой первый опыт звонарного дела — смотрел, слушал, мне было интересно. А теперь могу сказать, что я настоящий металлист. (Смеется.)

В какой-то момент мне предложили попробовать позвонить в колокола, я как смог побренчал. Мне сказали — какой у тебя красивый почерк, нужно обязательно учиться.

Полгода мне понадобилось, чтобы сломать синхронность рук, потому что на колокольне руки работают в совершенно разных ритмах. Для меня было высшей наградой, что прихожане узнавали мой колокольный звон и говорили, подходя к храму — о, это Марк звонит. Хотя я не особо отличал свой колокольный звон от звона своих коллег-звонарей, а прихожане это слышали. Мне это было приятно.

Звонарь должен как струнках играть: не дергать за веревки, а буквально создавать мелодию. И все мое обучение не прошло даром, я понял, что могу создавать мелодичный колокольный рисунок.

— Получается, нет какой-то канонической мелодии, которую вы исполняете всегда, скажем, на Крещение — одна, на Рождество — другая. Какие звоны вообще бывают?

— Порядок есть. Всегда перед богослужением отбивается Благовест — это протяжные удары колокола, небыстрые, чтобы не набат был и не совсем медленные, потому что это уже похоронный звон получится, которым встречают усопшего и провожают его после отпевания. Этим же звоном звонят на Пасху, потому что Христос умер.

Есть ряд канонических моментов. Если человек умер, и его провожают из храма, идут протяжные удары колокольного звона, и они идут поочередно — от большого до малого. Это символ того, что человеческая душа ушла в рай. А вот в Страстную Пятницу бьется в обратном порядке — от малого до большого с последующим ударом «во вся», потому что Господь ушел в ад, забрав души грешников, а потом ушел в рай — и вот тогда, на Пасху, идет Благовест — где-то 30 ударов, где-то 50. На Пасху в некоторых храмах отбивали даже пятисотницу — это полтора часа.

Как в любой музыкальной композиции в колокольном звоне есть вступление, есть концовка, есть раскрытие композиции. Внутренняя часть — это больше всего именно импровизация, а вот начало и концовка в основном одни и те же у каждого звонаря. Я делаю три одинаковых удара в маленькие колокольчики в начале — во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

— Звонари молятся, когда звонят?

— Есть традиция — когда поднимаешься на колокольню, нужно читать молитву «Да воскреснет Бог». Раньше я к этому несерьезно относился, а после одного случая изменил мнение. Колокольню я обычно закрываю, когда начинаю звонить, потому что когда звонишь, и кто-то заходит — пугаешься, ты же не слышишь шагов.

И вот однажды во время звона я услышал голос: «Пошел вон». Я оборачиваюсь — никого нет, но голос я слышал четко. У меня настолько был сильный испуг, что у меня тело начало жить отдельно от мозгов. Меня трясло, пошли слезы ручьем. Спустился с колокольни, кое-как объяснил, что со мной произошло, батюшка почитал молитвы, я успокоился, пришел домой, прочел нужные псалмы, и это истерическое состояние прошло. Поэтому всем звонарям рекомендую, поднявшись на колокольню, относиться к этому месту как к части храма. Колокола — это голос церкви, это икона в звуке, это некий образ Иерихонских труб, в которые трубят ангелы, это созывание верующих. Традиции церкви говорят, что бесы не терпят этого звука. Там, где были колокольные звоны, не было чумы.

— Кстати, слышала, что колокольному звону приписываются магические свойства, что они чуть ли не лечат…

— Я однажды решил испытать это на себе. Лежал с температурой 39, потом решил сходить на вечернюю службу с мыслью, что встану под колокол и три раза ударю в него. До церкви дошел ни живой, ни мертвый. Ушел домой, утром просыпаюсь, а мне еще хуже, меряю температуру — 35,6. Настоящее чудо! Я стал этим моментом интересоваться, читать исследования и, действительно, эта звуковая волна от колоколов, можно сказать, убивает микробы. Для меня интересный был момент.

А еще я как-то выложил на своей страничке «ВКонтакте» запись своего звона, и мне написала одна женщина, что включила сыну, а он дважды прослушал запись, и у него прошла головная боль.

Можно в это верить или нет, а можно испытать на себе. Я не могу описать то состояние, которое бывает, когда стоишь рядом с колоколами. Они ведь живые, для звонаря они поют. Это те, кто внизу, звон слышат, а мы на колокольне — пение.

Раньше ведь на Руси колокола наказывали, пороли. Например, за то, что они возвещали плохую вещь. Я читал, что колокола озоруют, но сначала скептически отнесся к этому. Я всегда думал, что если колокол как-то не так себя ведет, значит, он плохо закреплен или я слишком сильно ударил, а потом стал замечать, что они действительно живые и правда озоруют. Бывает, колокол так раскачается, что ломает весь звон, с ним поговоришь, и он встает. И от этого момента хочется плакать, это же чудо настоящее.

— Бытует мнение, что звонарь может легко оглохнуть.

— Если бездумно колотить-молотить в колокола, можно нанеси вред по собственной глупости. А от благозвучности вреда не будет. Я вот не могу без этого.

— Может ли простой человек подняться на колокольню?

— В Пасхальную Седмицу любому разрешается позвонить в колокола. Но у меня большая просьба ко всем, кто захочет подняться на колокольню: поднимайтесь не самочинно, а зовите с собой звонаря. Из-за тех, кто самовольно поднимался на колокольню, мне придется заново переделывать звонницу в одном храме, потому что один колокол оторвали, некоторые веревки растянулись.

Колокол, как любой музыкальный инструмент, можно сломать. Колокол может даже лопнуть, такое бывало, особенно в сильные морозы. Так что если все-таки решили в одиночку подняться на колокольню, относитесь к колоколу как к музыкальному инструменту, вы же не будете по клавишам рояля лупить изо всех сил? Достаточно малейшего прикосновения, чтобы даже самый большой колокол зазвучал.

Вообще подняться на колокольню можно в любое время, взять благословение у батюшки-настоятеля и со звонарем туда подняться. Относиться только нужно с уважением ко всему — ты остался в храме и поведение должно оставаться такое же, как в храме.

— Есть ученики, которые хотят перенять твой опыт?

— Есть дефицит в звонарях, есть и желающие обучиться этому мастерству, но когда начинаешь рассказывать всем с горящими глазами об особенностях работы звонаря, желающих становится мало. Одно из неприятных обстоятельств работы звонаря в том, что колокольня открыта всем ветрам. Когда вьюга, то снегом тебе в лицо заметает, дождь льет, на улице бывает минус 25, а бывает плюс 30, а ты все равно должен звонить, потому что пора. И многих это останавливает.

Я готов этому искусству научить любого. Это то, что с тобой будет жить всегда. Мне говорили, еще когда я учился колокольному звону, что когда звонарь умирает, все бесы разбегаются, потому что впереди него идет колокольный звон — вот такая привилегия. (Улыбается.)

Понимаете, чтобы стать звонарем, нужно, прежде всего, внутреннее стремление, чтобы душа просила.

Я ставил цель — звонить для людей, Богу мой колокольный звон не нужен. Он нужен людям, чтобы показать, что церковь жива. В Сергиевском храме смотрю на «казанку» с колокольни, и я видел, как крестятся водители, услышав колокольный звон. Для меня это приятно. Одна машина даже сбросила скорость — слушали колокольный звон. Просто с каждым Господь разговаривает на своем языке. Кто-то приходит в храм через пение, кто-то через музыку. Кто-то приходит быть охранником или дворником, просто потому, что деньги нужны, — и таким образом воцерковляется. А с кем-то Бог говорит через колокольный звон.

— Какую музыку в обычной жизни слушаешь?

— С большим удовольствием слушаю классику: Чайковский, Рахманинов, Лист, Бенони, а также просто красивую музыку, которая завоевала весь мир — это музыкальные композиции группы Queen и Metallica. Мне нравится мелодичная музыка. Например, Сара Брайтман — у нее оперный голос, пение льется, как и у Александро Софино. Можно даже попсу красивую послушать, где смысл есть в песнях. Рэп не слушаю и не понимаю, не слушаю блатняк — это как колокольный звон — отдельная субкультура. Чтобы сотворить что-то, что заинтересует людей, нужно мыслить более масштабно, для этого я поступил в университет на теологический факультет, чтобы найти ответы на те вопросы, которым пока найти ответов не могу.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото из архива героя

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Кстово.ру
люди города Кстово