Главное, что есть ты у меня

Татьяна Дмитриева и Наталья Вагичева — родные сестры, преподаватели Детской музыкальной школы города Кстово высшей квалификационной категории по специальности «Фортепиано».

В начале октября отмечаются сразу два праздника: День музыки (1 октября) и День учителя (5 октября). В преддверии этих дат мы побеседовали с Татьяной Дмитриевой и Натальей Вагичевой.

Наталья Михайловна и Татьяна Михайловна — родные сестры, преподаватели Детской музыкальной школы города Кстово высшей квалификационной категории по специальности «Фортепиано».

Лауреаты различных конкурсов. Их ученики привозят высшие награды с конкурсов, выпускники поступают в музыкальные профессиональные вузы по всей стране, а кто-то уже вернулся в школу в качестве преподавателя, продолжая музыкальную «династию».

Сестры работают в родной «музыкалке» больше полвека. Кстати, первоначально музыкальная школа располагалась в обычном жилом доме на улице 40 лет Октября, а к 90-м годам педагоги и ученики переехали в привычное многим здание на бульваре Мира, хотя изначально оно строилось под мастерские для учеников профтехучилища. Стараниями Ивана Алексеевича Варнашова и Олега Ивановича Лямина, которые в разные годы были директорами «музыкалки», школу преобразили. А в этом году музыкальная школа отметит свое 65-летие.

При всей своей непохожести, разных предпочтениях и привычках, Наталья и Татьяна очень похожи и удивительно тонко чувствуют друг друга. Одна начинает говорить, а вторая продолжает ее мысль, они единодушны в профессиональных вопросах. Как никогда свое родство они чувствуют, когда вместе играют на фортепьяно. Если Наталья Михайловна начинает развивать какую-то мелодию, Татьяна Михайловна безошибочно угадывает, как ее надо продолжить: когда усилить или ослабить звучание, в какой момент сделать выразительнее ту или иную музыкальную фразу, которую начала «писать» сестра. И на мои вопросы они отвечали также — гармоничным дуэтом.

— Наталья Михайловна, Татьяна Михайловна, как получилось, что музыка стала вашей профессией?

— Любовь к музыке, интерес к ней были внутри семьи. Бабушка рассказывала, что у ее отца и его двух братьев были очень сильные голоса. Их с радостью ждали в трактирах, кабаках, где обычно собиралось много народу. И главным образом, чтобы послушать братьев Морозовых. Сама бабушка тоже не могла обходиться без песен, мама часто пела и отец тоже. Он даже выходил из дома, чтобы исполнить что-то, и послушать его собиралась вся улица.

А потом нас отвели в музыкальную школу, родители и бабушка очень хотели, чтобы мы получили еще и музыкальное образование и нас в этом поддерживали и поощряли, что очень важно. Мы сейчас поэтому постоянно говорим родителям своих учеников: «В доме должна звучать классическая музыка — так, чтобы она присутствовала в жизни семьи».

— Ваши выпускницы (Екатерина Крюкова, Иулиания Тен) тоже работают в школе. Поделитесь, что такого делают здесь с детьми, что они потом, повзрослев и отучившись в вузах, приходят в школу и остаются в ней на всю жизнь?

— А вот то, что с нами сделали когда-то — увлекли музыкой. Главное — воспитать любовь ребенка к музыке. А для этого уроки должны быть интересными, заразительными, а чтобы они такими стали, надо постараться. Надо постараться сделать так, чтобы твои ученики не только возвращались работать сюда или в другие учреждения музыкальными работниками, но и просто играли для себя — даже те, кто музыку профессией не выбрал. Получается, с определенного времени занятия музыкой обусловлены только их желанием, а не необходимостью, и они играют, потому что им хочется играть, это для них удовольствие — и нам это приятно.

— Вы на начальном этапе отбираете своих учеников? Если да, то по каким критериям?

— Проверяем слух, ритм и музыкальную память, но вообще сейчас берут всех, ученики отсеиваются потом сами, не выдерживая ритм учебы.

У нас раньше была развивающая программа, а сейчас мы работаем по программе ФГТ — федеральные государственная требования. Они подразумевают предпрофессиональное музыкальное обучение, а это уже очень сложно. Не всем детям это легко дается.

— Современные дети чем-то отличаются от тех, что были 5, 10, 15 лет назад?

— Они сейчас более развитые и умные, но трудиться не любят. Сейчас у детей в расписании очень много кружков и они только верхи успевают схватить, нет времени углубляться во что-то, слишком большая нагрузка. Невозможно что-то серьезно освоить, распыляясь.

И от родителей тоже многое зависит, если они следят, чтобы ребенок занимался музыкой вдумчиво, а не просто провел отведенное время за инструментом, тогда есть шанс, что ученик увлечется музыкой.

Цель и наслаждение процессом очень важны. Мы хотим, чтобы дети были свободны творчески, но творческая свобода невозможна без технической, а самое сложное как раз — освоение техники.

Многие хотят сразу увидеть своего ребенка на концерте, но право выступить на сцене еще нужно заслужить, потому что к концерту у тебя должно быть что-то подготовлено, так что приходится заниматься. Очень мало детей, которым сразу нравится процесс. Когда такой ребенок попадается в практике, это наслаждение — мы вместе творим. Но, как правило, процесс обучения сложен и для детей, и для педагога, но когда у твоего ученика что-то получатся, ничего более радостного на свете не бывает. И у нас весь коллектив школы такой — фанаты своего дела, педагоги, особенно старшего поколения, отдают всю душу ученикам.

— Зачем заниматься в музыкальной школе, если в перспективе не станешь музыкантом?

— Музыка — это база для всего, основа развития детей. Музыка не существует без книжной культуры, без стихов, без живописи.

Например, ты играешь Бетховена, разучиваешь сложное место — остановись на мгновение, возьми книгу о его жизни, о его мировоззрении, послушай записи. Так ты потихонечку начнешь понимать, о чем играешь. Или, к примеру, играешь что-то, вспоминаешь кадр из фильма и думаешь, что если показать этот кадр в данный момент, то сложится вся картина. Мы объясняем детям, что музыка — не набор звуков, она зрима, она рождает образы, сюжеты. Если внутри пусто, очень трудно осмыслить творчество. 

Освоение музыкального инструмента — это комплекс: и работа тела, и работа души, и работа сознания. На занятиях развивается слух, логическое мышление. А еще практика выступлений — это огромная тренировка, как справиться с волнением, настроиться, подготовиться.

— Говорите с учениками о страхе сцены?

— Конечно, выступление перед зрителями — это большое эмоциональное потрясение, с которым можно справиться. Залог успеха — во-первых, чаще выступать, а, во-вторых, надо выучить материал на 150 процентов, чтобы даже ошибившись, суметь доиграть. Уметь начать с любого места. Даже если ты заигрался, ты знаешь, куда вернуться. А если ты просто выучил и пошел на сцену, вот тогда да…… Для сцены нужна прочность, а она достигается умением ориентироваться в материале. Ты знаешь, где ты. Если тебя увели куда-то эмоции, приходят на выручку разные виды памяти — и моторная, и слуховая, и зрительная.

— Вас лично не пугает засилье массовой поп-культуры?

— От этого никуда не денешься, ученикам это нравится, но к окончанию музыкальной школы все равно развивается вкус. Мы стараемся привить этот вкус, эстрада ведь тоже есть хорошая. Но не отказываем ученикам, разбираем с ними их любимые мелодии по нотам, взятым из интернета. И в процессе бывает так, что ребенок видит повторы, некрасивую музыку и приходит к выводу, что классика-то лучше.

Кстати, реакцией на засилье популярной музыки низкого качества может быть и то, что люди тянутся к настоящему — посещают концерты классической музыки. У нас на отчетных концертах в школе и когда выступают наши маленькие музыканты на разных площадках всегда много зрителей. В это время родители сидят в зале, приводят своих родственников, знакомых. И таких детей и семей на самом деле много. Так что классика жива и востребована, и интерес к ней не так-то просто вытравить.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото Сергея Черняева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово