Восьмого сентября во всем мире отмечался День грамотности. Это не красный день календаря, но праздник несет в себе важный для общества посыл — никогда не переставайте учиться.
В преддверии праздника о грамотности мы поговорили с кандидатом филологических наук, локальным координатором Тотального диктанта в городе Кстово и Кстовском районе Марией Измайловой.
— Мария Анатольевна, как бы вы описали грамотного человека?
— Сейчас несколько смещаются акценты в данном понятии, потому совершим небольшой лексикографический экскурс. Так, до начала XX века грамотным человеком считался владеющий «грамотой» (лат. «грамма» — буква), то есть умеющий читать и писать. Сегодня грамотным человеком можно назвать того, кто излагает свои мысли в устной и письменной форме без ошибок, в соответствии с литературными нормами, а также знающего предмет своей речи, владеющего материалом и умеющего излагать нужную информацию в правильной форме, адекватной ситуации.
— В школах учителя часто слышат от учеников: а где эта грамотность в жизни пригодится?
— Грамотность является одним из базовых показателей социально-культурного развития человека. Это не только следование правилам орфографии и грамматики, но и вопрос имиджа, образования. Грамотность влияет на перспективы и карьеру, создает хорошее впечатление о человеке. Она облегчает общение и помогает избежать путаницы и двусмысленности, экономит время и силы собеседников, так как грамотно написанный текст понятен, а безграмотный отвлекает и рассеивает внимание.
Это как знание иностранного языка при устройстве на работу: не факт, что оно реально пригодится, но показывает определенный интеллектуальный уровень.
— Врожденная грамотность — правда или миф?
— Конечно же, миф. Ни язык, ни грамотность не являются врожденными. Однако есть способности к изучению языка, языковое чутье, что в совокупности с хорошей зрительной памятью и начитанностью дают возможность их счастливому обладателю писать грамотно. Натренированная память может помочь воссоздать орфографический облик слова, но учесть нюансы лексического значения слова, грамотно построить синтаксическую конструкцию и верно расставить знаки препинания реально только благодаря большому читательскому опыту.
— В обиходном общении письменная речь почти вытеснила устную. Послать сообщение удобнее, быстрее, опять же дешевле. Как это может отразиться на языке при условии, что не все пишущие — филологи, а у некоторых еще в школе грамотность хромала?
— Эпоха интернета трансформировала особенности коммуникации, и «живой как жизнь» язык тоже претерпел изменения. Это уже свершившийся факт, и последствия постепенно начинают осознаваться обществом и закрепляются в нашем языковом сознании. Современная скорость распространения информации почти не оставляет времени на долгие раздумья и «шлифовку» текста в обиходной переписке, потому люди перестают стыдиться своих ошибок, кроме того, активно используют смайлы, гифки и прочие невербальные, но эмоционально выразительные средства. В целом отношение к ошибкам стало более лояльным даже в официальной сфере: так говорят и пишут многие публичные личности, дикторы и ведущие программ, не говоря уже о большинстве блогеров.
Потому у человека киберэпохи перед глазами все меньше примеров грамотной речи, для не читающих книг людей практически нет образцов правильной письменной речи, что и привело к падению уровня грамотности.
— Русский язык трансформируется. Как вы считаете, это деградация или эволюция?
-Язык всегда отражает жизнь общества, его трансформация естественна. Кроме того, для языка всегда актуален закон экономии языковых средств, это важное условие его функционирования и развития. Надо повышать культуру нашего общества, тогда и язык будет эволюционировать. Именно этой цели и служит всемирная образовательная акция «Тотальный диктант», все возрастающая популярность которой подтверждает ее девиз: «Писать грамотно — модно!».
— Что заставляет взрослых людей в выходной день идти писать диктант по русскому языку?
— Мы беседовали с людьми из разных городов и стран. Для многих это возможность вернуться в детство, сесть за школьную парту и написать ручкой, вспомнить давно забытое чувство…… В 2018 году на курсы подготовки к ТД приходила 95-летняя кстовчанка Ульяна Ивановна (фамилию не помню, к сожалению), которой очень хотелось проверить себя: у нее только начальное образование, но написала она гораздо лучше многих современных школьников.
Кому-то важно доказать, что он грамотный человек и получить «5» (есть люди, которые пишут не один год и в их копилке много сертификатов «Отличник Тотального диктанта»), кто-то долго и упорно идет к желанной 5-ке. Есть целые семьи, что ходят писать диктант с детьми, бабушками и дедушками. И для них это действительно праздник русского языка.
Хочется отметить еще и волонтеров: организаторов, диктаторов, проверяющих, работающих абсолютно бесплатно. Потому что они делают ради идеи, из любви к русскому языку, как бы пафосно это не звучало. Причем для многих это еще и не родной язык.
А какие замечательные люди уже не первый год приходят на курсы «Русский по воскресеньям»! Многие из них пишут диктант на «4» и «5», но ими движет любовь к языку и стремление к совершенству. Именно они каждое воскресное утро в феврале и марте начинают с занятия наших бесплатных подготовительных курсов. Так что ждем всех желающих в следующем сезоне.
— Много копий сломано по этому вопросу: название города Кстово склоняется или нет?
— Обратимся к авторитетным источникам. В словаре Л.К. Граудиной, В.А. Ицковича, Л.П. Катлинской «Грамматическая правильность русской речи» утверждается, что образцовый литературный стиль (со сцены, с телеэкрана, в радиоречи) требует склонять подобные топонимы.
Интернет-портал «Грамота.ру» дает варианты. Топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, не склоняются в сочетании с родовым словом: в городе Кстово, до края Кстово. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, склоняемый и несклоняемый: в Кстове и в Кстово, до Кстова и до Кстово. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героини