Детская музыкальная школа в Кстове отмечает свое 65-летие.

О развитии школы рассказал стоявший у истоков её открытия Олег Лямин.

Два директора музыкальной школы г. Кстово: Иван Варнашов и Олег Лямин.

2023-й год — юбилейный для Детской музыкальной школы города Кстово, ей исполнилось 65 лет.

О том, как все начиналось, нам рассказал «золотой» выпускник школы, вернувшийся туда не только педагогом, но и работавший директором школы, заслуженный работник культуры Российской Федерации Олег Иванович Лямин.

Олег Иванович поступил в Кстовскую музыкалку во второй год ее работы, поэтому историю школы он знает, как никто. Он помнит, как десятилетним мальчишкой ходил на занятия в дом 4 по улице 40 лет Октября: отдельного здания у музыкальной школы не было до 1986 года, почти 30 лет она располагалась на первом этаже жилого дома.

— Олег Иванович, Вы стояли практически у истоков открытия музыкальной школы в Кстове. Как изменилась школа за это время?

— 65 — по-настоящему солидная дата. Ведь история школы неразрывно связана с историей города Кстово. Жители молодого, активно строящегося города тянулись к культуре, к музыке. Открытия детской музыкальной школы ждали все! Открытие состоялось 1 сентября 1958 года. Школе выделили три трехкомнатные квартиры в жилом доме 4 по 40 лет Октября. Дом принадлежал ТЭЦ, люди, жившие в нем, работали по сменам — им бы отдохнуть после тяжелого трудового дня, а не слушать, как дети учатся игре на музыкальных инструментах с восьми утра до восьми вечера. Все-таки ученическая музыка однообразна и назойлива.

В 1958 году в музыкальной школе было всего семь классных комнат и актовый зал на 30 мест. Занятия проводились по двум специальностям — фортепиано и баян. Мы с благодарностью вспоминаем педагогов первых десятилетий — эрудированных музыкантов, беззаветно преданных своему делу. Директором был назначен Юрий Сергеевич Самойлов, в школе преподавала его супруга Лариса Яковлевна Самойлова, Людмила Павловна Генке (фортепиано), Мария Васильевна Перякова (теория).

Через год появился Николай Иванович Жидких — очень хороший баянист, он работал солистом Кировской филармонии, играл продолжительное время в Северном народном хоре, гастролировал по всему Советскому Союзу, но, будучи горьковчанином, вернулся на свою малую родину. С женой и маленьким ребенком они даже какое-то время жили в школе, потом получили квартиру.

Их знания и мастерство оставили заметный след в истории школы, помогли раскрыться многим талантам.

Школа стала центром музыкальной жизни в Кстове и работала под лозунгом «Музыку — в массы». Педагоги и ученики давали концерты в цехах нефтеперерабатывающего завода, детских садах, общеобразовательных школах города и района, в сельских клубах и Домах культуры.

— Много желающих было учиться в музыкальной школе?

— Конкурс был колоссальный — больше шести человек на место! Когда я поступал в школу в 1959 году, весь коридор был забит на вступительных экзаменах. Все-таки раньше такого выбора кружков и секций для детей не было, поэтому все хотели в музыкальной школе учиться. Меня приняли, на это я был нацелен с самого детства: у меня отец был музыкально одаренным человеком, он преподавал в школе пение и был директором Дома культуры. Мой старший брат — выпускник Московского музыкального училища.

Оркестр русских народных инструментов преподавателей музыкальной школы.

Я попал в класс Юрия Сергеевича Самойлова. С тех пор с ней связана почти вся моя жизнь. Юрий Сергеевич был энтузиастом, создал оркестр баянистов, и мы объездили все близлежащие клубы, Дома культуры, выступали в красных уголках, на выборах, в школах. Популяризация музыкальной школы была налажена очень хорошо. Инструментов не хватало, возили на санках свои инструменты на репетиции по воскресеньям.

Потом пришел Иван Трифонович Шестериков, он был студентом пятого курса Нижегородской консерватории, и он стал вести оркестр баянистов. С ним очень интересно было заниматься, он свои произведения писал тогда для оркестра.

В 1970-е годы школа получила еще пять классных комнат, учительскую, кабинет директора и раздевалку, общая площадь увеличилась до 130 квадратных метров. Появилась возможность увеличить прием до 170 человек. Открылись классы скрипки, виолончели, духовых инструментов.

В 1980-е годы пропаганда музыкального искусства в Кстове и в Кстовском районе стала одним из главных направлений работы коллектива. Музыка вышла из стен школы: открылись филиалы на центральных усадьбах совхозов «Ждановский», «Тепличный», «Запрудновский», «Новоликеевский», «Толмачевский», а также в Чернухе и Работках. Сложился стабильный коллектив опытных преподавателей. Открылся класс домры и балалайки, создан оркестр русских народных инструментов преподавателей школы. Оркестр был дважды лауреатом всесоюзного фестиваля-конкурса, очень много играло с ним известных нижегородских и кстовских исполнителей — профессора консерватории, солисты нижегородской филармонии. Оркестр тепло принимался зрителями.

— А когда у школы появилось свое здание?

— Так получилось, что свое здание школа ждала 30 лет. Здание, в котором школа располагается сегодня, тоже изначально не было приспособлено под нужды музыкального образования — оно строилось как учебный корпус ПТУ, поскольку финансировало строительство министерство нефтяной и газовой промышленности. Пришлось ставить перегородки в помещениях, предназначенных проектом под аудитории и мастерские, чтобы разместить в них небольшие классы для индивидуального обучения. Так что до сих пор у школы нет своего типового здания со звукоизолированными классами и концертным залом со сценой, которые бы отвечали потребностям нашей школы.

Это помещение школа получила в 1990-е годы. Учащихся стало еще больше, открылись классы гитары, гармони, ударных инструментов. Сегодня школа — это 560 учеников, у нас можно научиться играть на любом музыкальном инструменте, обучаться вокалу. В последнее время особенно популярным стала гитара, но это не такой простой инструмент, как кажется — это не три аккорда бренчать в подъезде.

Вся эстрада все равно отталкивается от классики. Ни рок-, ни поп-музыка не возникают на ровном месте. Классическая музыка — это основа основ. В ней есть своя логика. Музыкальной грамотой должен обладать даже тот человек, который хочет играть не классику, а совсем другую музыку. Законы гармонии и музыки существуют, они вечны, с ним и надо знакомиться, их надо изучать.

— Получается, что отсутствие нужных условий никак не сказывается на качестве образования в нашей музыкальной школе. Наши коллективы и солисты выступают на различных концертных площадках города, принимают участие в фестивалях и конкурсах, получают награды и кубки, становятся лауреатами и призерами.

— Традиции классического музыкального образования в Кстове заложили основатели школы, воспитавшие плеяду высокопрофессиональных специалистов, а нынешние педагоги и руководство школы стараемся эти традиции поддерживать. Первые преподаватели, о которых я говорил выше, а также последующие директора Светлана Васильевна Крупнова и Иван Алексеевич Варнашов заложили высокие стандарты преподавания. Мой пример не исключение: многие из выпускников кстовской музыкальной школы, продолжив образование в училище и консерватории, вернулись сюда в качестве преподавателей, как, например, Людмила Алексеевна Самборская, Владимир Леонидович Шкирёв, Владимир Алексеевич Макаров, Вера Петровна Кудрявцева, Екатерина Борисовна Крюкова, Татьяна Михайловна Дмитриева, Наталья Михайловна Вагичева, Татьяна Михайловна Дмитриевцева, нынешний директор школы Ольга Александровна Швецова и многие, многие другие. И сегодня почти половина педагогического состава — выпускники нашей школы.

— В юбилейный для школы год, о чем мечтается — материальном и нет?

— Я думаю, что музыкальное образование всегда будет востребовано, не хотелось бы, чтобы оно исчезло. Нам необходимо постоянное обновление парка инструментов, ремонт оборудования. Бесспорно, мы получаем большую поддержку администрации округа, в этом году у нас открылся виртуальный концертный зал. Школа большая, много обучающихся, на реализацию творческих проектов нужно финансирование. Но прежде всего хочется, чтобы у школы появилось свое типовое здание с хорошим концертным залом. Мы же территориально очень выигрышно расположены — у нас консерватория рядом, оперный театр, у нас один из лучших в России Государственный нижегородский русский народный оркестр — мы могли бы организовать абонементный концерт, у нас ведь столько любителей классической музыки в городе и районе есть! Сделать это сейчас просто зал не позволяет — он рассчитан всего на сто человек, а сцены вообще нет, никакой оркестр там не посадишь. Но все это возможно, и для города это было бы очень хорошо. Вопрос несколько раз поднимался, но так и остался нерешенным. Хочется, чтобы это не осталось мечтой, а стало реализованным проектом на Кстовской земле.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото из архива О.И. Лямина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово