«Оставьте в покое нашу школу!»

Объединять сейчас стало модно. В Кстове сначала провели реорганизацию в дополнительном образовании, потом объединили «Берегиню» и Кстовский историко-краеведческий музей, даже все поселения в районе слили в один округ, теперь очередь дошла до школ. В Кстовском районе, простите — в округе, планируют объединить Прокошевскую, Подлесовскую и Запрудновскую школу в одну. 

Это вызвало бурное негодование родителей в соцсетях, активисты написали письма во все инстанции, дойдя даже до приемной Президента РФ. Суть всех писем одна: мы против! Оставьте нашу школу в покое, экспериментируйте на ком-нибудь другом. Родители переживают, что детям придется ездить далеко в школу, а учителя будут разрываться между учебными заведениями, так как придется вести уроки везде.

Чтобы потушить пожар эмоций местных жителей, шестого июля в Прокошевскую школу был откомандирован директор департамента образования администрации Кстовского района Александр Долгих, чтобы провести родительское собрание и ответить на вопросы мам и пап, которые волнуются за будущее своих детей.

Формула проста: 1+1+1=1

Зачем объединение? И кто в итоге выиграет от всего этого? Простые жители? Власти? Руководство учреждений?

На словах все гладко: на базе Запрудновской школы будет создан образовательный центр из трех школ, но ученикам из школы в школу кататься не придется, ездить будут учителя, а также ученики старших классов, поскольку в Прокошевской школе 10-11 классов просто нет. По словам руководителя департамента образования, речь идет не о закрытии, а о юридическом объединении учреждений, когда ресурсы объединяются в одно юрлицо, и две школы становится структурным подразделением третьей. Это позволит обеспечить учителей достаточным количеством часов за счет преподавания во всех учебных заведениях. Сейчас в Прокошеве учителя из-за маленькой нагрузки вынуждены преподавать по несколько предметов, так, например, учитель английского — это еще и учитель физкультуры. При объединении сил каждый будет заниматься своим профильным предметом.

К тому же будет проще отправлять педагогов на учебу и повышение квалификации — всегда будет, кого поставить на замену. Да и опытом проще обмениваться, когда ты не единственный физик в школе, а вас там целая кафедра.

Александр Долгих особо подчеркнул, что реорганизация не преследует своей целью экономию средств. «Экономии не будет», — сказал докладчик, однако при реорганизации может произойти высвобождение ставок административного персонала, а значит, экономия все-таки хоть небольшая, но может быть, и это позволит обновить спортивный инвентарь, лабораторное оборудование и тому подобное.

Что влияет на решение о слиянии? Во-первых, в департаменте анализируют результаты работы за последние несколько лет: выясняют, насколько качественно дети сдают выпускные экзамены, как развита материально-техническая база школы. Во-вторых, под объединение попадают школы с небольшим количеством учащихся — это как раз случай Прокошевской и Подлесовской школы.

«Давайте обратимся к статистическим данным, — сказал Александр Долгих. — В Запрудном на сегодняшний день проблем с заполняемостью классов нет, с детским садом тоже нет. Школа в Прокошеве сейчас полнокровная: есть все педагоги, классы от 16 до 25 человек. Но если посмотреть статистику, то получается, что в 2023 году из детского сада выпустятся 16 человек, в 2024-м — 15, в 2025-м — 11, в 2026-м — 5, в 2027-м — 2 человека. Этого не достаточно, чтобы у педагогов была зарплата, потому что финансирование идет подушевое — чем больше учеников, тем больше средств у школы. В Подлесове ситуация точно такая же».

«Мера это временная, — добавил выступающий, — если есть перспектива, вы из этого комплекса, возможно, выйдете. Прецедент есть — на сегодняшний день мы выводим из Большемокринской школы Вязовскую школу, потому что наполняемость классов увеличилась, педагоги есть, руководитель есть».

Резюмируя сказанное, директор департамента образования сказал, что от реорганизации будет два плюса — решится кадровый вопрос и улучшится качество образования.

Родители против

Родители постоянно перекрикивали чиновника. Каждый пытался высказать мнение, из-за чего ни одного из них не было слышно. Большинство из них было с одним посылом: «Мы не понимаем и не принимаем аргументов администрации района по поводу цели реорганизации нашей школы путем присоединения к Запрудновской. Считаем реорганизацию нецелесообразной и выражаем свое категорическое несогласие. Мы опасаемся за жизнь, здоровье и безопасность своих детей!».

Одна мама рассказала историю, как ее дочь-старшеклассница была вынуждена ездить на занятия в Запрудное, поскольку в Прокошеве старшеклассников не учат: «Без пятнадцати семь автобус забирал ребят, а привозили их только в четыре часа! У меня дочь с ума сходила от такой нагрузки! Дети рисковали, голосовали на дороге».

«Не надо нам этого объединения! Выберете другой населенный пункт вместо Прокошева», «Прокошевская школа не малокомплектная, вы же не учитываете детей, которые не ходят в детский сад», «В 1972 году открыли Прокошевскую школу. В 2022 году могут и закрыть? Это подарок к пятидесятилетию школы? Закроют школу, деревня совсем пропадет, останутся дачные дома», «Все родители против — неужели это не учитывается?!» — раздавались выкрики.

Александр Долгих подтвердил, что без согласия жителей объединения быть не может, поэтому одно из запланированных мероприятий — учет мнения жителей, который пройдет в августе-сентябре. «Мы против!» — не сдавались родители, хотя некоторые считают, что игра с родительским мнением уже давно стала простым прикрытием в работе чиновников. Дорожные карты составлены, цели намечены, и, несмотря ни на что, после коротких обсуждений «там наверху» в дело запускается огромное количество нормативных документов, цементирующих всю законность административных действий.

Родители уверены, что никакого улучшения их не ждет, потому что во главу угла поставлены финансовые показатели, отсутствие средств, да еще возможность прикрыть бреши так и не состоявшейся программы привлечения молодых педагогов в школы. И более того, учителей станет еще меньше, потому что они не захотят разрываться между тремя школами. Как в условиях оптимизации педагогического штата и совмещения обязанностей в рамках одной ставки продолжить предоставлять качественные образовательные услуги школьникам?

На собрании выступили и педагоги Прокошевской школы, которые сказали, что заработать можно и репетиторством, и ни у кого нет желания, чтобы от нагрузки их «вынесли вперед ногами из этих трех школ».

А как у них?

Существует ли в городах России подобное явление – присоединение школы к школе? Изучили ли его чиновники перед тем, как внедрять новшество в Кстовском районе?

Александр Долгих ответил, что самый яркий пример — это город Москва, но добиться ответа на вопрос, стало ли там все хорошо и прекрасно, родители так и не смогли.

Небольшое изучение интернет-источников дает безрадостную картину. Подхватив столичные инициативы, регионы попытались внедрить у себя объединение школ, школ и детских садов и наткнулись на стену родительского протеста. «Объединение подмосковных школ и детских садов — это кастрация системы образования», — эти слова принадлежатдоктору психологических наук, профессору, академику РАО, директору Федерального института развития образования Александру Асмолову.Портал «Подмосковье Беzформата» приводят слова ученого: «Подобные реформы ранее уже были проведены в Москве: возникли огромные образовательные комплексы, куда включили не только школы и детские сады, но и колледжи. Ряд профильных специалистов в образовательной сфере тогда сошлись во мнении: то, что подходит для Москвы, абсолютно не приемлемо для других российских регионов». «В отсутствии мощных финансовых ресурсов, какие есть в Москве, и которых нет в остальных субъектах страны, такие проекты по слиянию школ и детских садов несут огромные риски для системы образования».

Чем закончится противостояние департамента образования и родителей — покажет время. Пока обе стороны обменялись мнениями, и каждая осталась при своем.

Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото Сергея Черняева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Кстово.ру
люди города Кстово