Придомовые дороги: тут содержим, тут не содержим

В редакции газеты «Земляки» прошел круглый стол по вопросам предстоящей очистке от снега придомовых дорог общего пользования. Фото из архива ИД «Земляки».
 

Очистка от снега внутриквартальных дорог уже несколько лет является головной болью жителей города Кстово.

Напомним, еще с 2019 года, когда главой администрации был Виталий Ковалёв, муниципальные подрядчики с одобрения районных чиновников перестали очищать от снега дороги, расположенные вдоль домов на земельных участках, которые являются придомовой территорией. В этот своеобразный черный список попали более 80 многоквартирных домов города Кстово, то есть, почти 20 процентов всего жилого фонда. Руководители кстовской администрации меняются, но не меняется ситуация с зимним содержанием придомовых дорог. Наоборот, она становится только хуже. Проблему обсудили за круглым столом в редакции газеты «Земляки» с представителями управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Чиновникам – как с гуся вода

Главный редактор газеты Олег Захаров, напомнил, что с 2019 года редакция пытается добиться от местной власти исполнения ее прямой обязанности – очистки от снега всех без исключения придомовых дорог в городе Кстово. Но чиновники упорно переводят стрелки на управляющие компании в отношении тех домов, где дороги расположены на размежеванной территории.

В конце сентября на депутатской комиссии я задал вопрос заместителю главы администрации округа Александре Шарапаевой: будет ли в этом году муниципалитет чистить снег на этих дорогах? – отметил Олег Захаров. – Она ответила, что это якобы обязанность управляющих компаний. Более того, Александра Николаевна добавила, что сейчас идет межевание земельных участков под многоквартирными домами в сельских населенных пунктах, и там вскоре тоже бремя зимнего содержания дорог начнут перекладывать на управляющие компании, а по сути – на собственников жилья.

Как отметил Олег Владиславович, на этой же комиссии депутаты с удивлением узнали, что нынешней зимой на сельских территориях по муниципальному заказу снег планируют чистить только один раз в неделю. А если снегопад будет идти ежедневно? Тогда на селе непроходимыми станут не только дороги, но и тротуары, парки, подходы к школам, садикам.

Что?! Ремонтировать тоже нам?!

Директор управляющей компании «Гранд-НН» Игорь Колесников рассказал, что администрация Кстовского округа намерена переложить на управляющие компании не только очистку от снега придомовых дорог, но и их ремонт. Так, жительница дома по пер. Первостроителей в соцсети «Одноклассники.ру» в группе «Кстово 24: все про всё» 3 октября выложила фото разбитой дороги общего пользования вдоль дома. Она задалась вопросом: когда администрация сделает ремонт? Ответ ей пришел от официальной группы «Администрации Кстовского района»: «Ремонт дороги и пешеходных дорожек в компетенции управляющей компании. Рекомендуем обратится к ним. В случае бездействия управляющей компании — в Госжилинспекцию, так как надзор за УК — это их компетенция».

Если от имени Кстовской администрации поступают такие ответы, значит, это официальная позиция руководства нашего округа – переложить ремонт придомовых дорог на управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, — говорит Игорь Евгеньевич. – В управлении «Гранд-НН» в переулке Первостроителей два многоэтажных многоквартирных дома: №2 и №7. В предыдущие годы нашу УК уже штрафовали за несвоевременную очистку дорог от снега. А где брать средства на эти работы? Только из тарифа на содержание жилья. Чтобы чистить зимой снег на придомовых дорогах, да еще и ремонтировать эти дороги, нам придется тариф повышать. Недавно я говорил в интервью «Землякам», что из-за изменений в федеральный закон № 71 в разы вырастет стоимость техобслуживания общедомового газового оборудования, что повлечет рост тарифа. А с учетом дополнительной нагрузки в виде дорог тариф на содержание жилья придется повысить уже в четыре раза! И это не только на наших двух домах, но на тех 80-ти, где придомовые территории расположены на размежеванной земле. Это же совершенно не реально!

Кстати, в нашем договоре управления «Гранд-НН» указано, что компания по заданию и за счет средств собственников осуществляет содержание общего имущества, и ни о каком содержании автомобильных дорог там речи нет. Вообще считаю не нормальной наметившуюся тенденцию, когда администрация перекладывает исполнение своих обязанностей на жителей. Сначала это была только уборка снега, сейчас речь пошла уже и о ремонте дорог. Сначала эта  нездоровая, как я считаю, тенденция проявились только в городе Кстово, теперь планируется ее распространить уже по всему Кстовскому округу.

Работать по понятиям или по закону?

Логику и интерес администрации понять несложно: мол, если дорога находится в границах земельного участка, который относится к данному многоквартирному дому, то всё, что находится на этом участке (в том числе дорога и тротуары), должно содержаться за счет собственников жилья. Администрации это еще и выгодно – не нужно тратить бюджетные деньги на содержание и ремонт дорог. Но, по мнению участников прошедшего круглого стола, такая позиция противоречит целому ряду федеральных законов и нарушает законные права и интересы жителей города Кстово (см. материал «Пять наивных вопросов о дорогах и безопасности дорожного движения»). А если подобная практика распространится и на весь Кстовский муниципальный округ, о чем предупредила Александра Шарапаева, то, вероятно, начнутся нарушения законных прав и интересов не только городских, но и сельских жителей.

Участники круглого стола поручили Олегу Захарову и Игорю Колесникову подготовить и направить в Кстовскую городскую прокуратуру заявление с просьбой вынести прокурорский протест на решение администрации Кстовского округа об отказе от зимнего содержания придомовых дорог на размежеванных земельных территориях. О развитии ситуации читайте в следующих номерах газеты «Земляки».

Николай Кондаков, gazeta@3em.ru

Пять наивных вопросов о дорогах и безопасности дорожного движения

1. Могут ли общедворовые проезды входить в состав общего имущества многоквартирного дома?

Как указано в пункте 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ об автомобильных дорогах, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются все автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, за исключением дорог федерального, регионального (межмуниципального) значения и частных автомобильных дорог. Пункт 12 этой же статьи указывает, что частными являются дороги, построенные за счет собственных средств физических или юридических лиц, либо дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством РФ (по договору). Собственники жилья в Кстове на строительство придомовых дорог не складывались, муниципалитет им в собственность дороги не передавал, значит, они является не частными, а автомобильными дорогами общего пользования местного значения. В соответствии с пунктом 8.1 статьи 6 этого этого же закона, собственником таких дорог являются органы местного самоуправления, поэтому дорога не может входить в состав общего имущества многоквартирного дома.

2. Кто должен содержать (чистить снег) и ремонтировать придомовые дороги?

Бремя содержания имушества лежит на собственнике этого имущества, говорится в статье 210 Гражданского кодекса РФ. Значит, содержать и ремонтировать дорогу должен владелец. Если в черте города дорога муниципальная, то делать это должен муниципалитет. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 16 закона № 131-ФЗ о местном самоуправлении, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к полномочиям муниципального округа. Таковы же требования пункта 4 статьи 9 Закона Нижегородской области № 157-З об автомобильных дорогах: «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области».

Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290. При этом ни в одной статье постановления на управляющую компанию не возложена обязанность по содержанию внутридворовых дорог или проездов.

3. Каким образом дорога, принадлежащая муниципалитету, оказалась расположена на частном земельном участке, который является общим имуществом собственников многоквартирного дома?

Что касается придомовых дорог, то здесь мы видим нарушение требований статьи 85 Земельного кодекса. В пункте 12 этой статьи указано, что земельные участки общего пользования, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами, не подлежат приватизации, то есть не должны входить в состав придомового земельного участка и оставаться в муниципальной собственности вместе с расположенной на нем дорогой. Межевание участков под домами и постановку их на кадастровый учет делают местные власти. Как мы видим, в Кстове они это делают, нарушая требования Земельного кодекса относительно проездов и дорог общего пользования. А после этого власти говорят: раз дорога на вашей земле, то вы эту дорогу и содержите. То есть, получается, что нарушение администрацией Земельного кодекса влечет за собой невыполнение этой же администрацией обязанностей по содержанию автомобильных дорог в границах города Кстово.

4. Ремонт и содержание дорог относятся к безопасности дорожного движения. Разве в обязанности управляющей компании входит обеспечение безопасности дорожного движения?

Действительно, как указано в статье 12 Федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно статьи 6 этого закона, обеспечение базопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения муниципального округа возлагается на органы местного самоуправления муниципального округа. Когда местные власти неправомерно отказываются содержать автомобильные дороги общего пользования, они тем самым отказываются исполнять свои полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения, хотя обязаны делать это в соответствии с законом о местном самоправлении. Обеспечивать безопасность дорожного движения не является обязанностью управляющей компании.

5.  Кто имеет право наказать или поправить администрацию, если выяснится, что она действительно неправомерно перекладывает свои обязанности на жителей округа?

Это полномочия прокуратуры, куда мы подготовили соответствующее обращение. Кстати, еще в декабре 2020 года мы обращались в Кстовскую городскую прокуратуру по этому поводу. В январе 2021 года пришел ответ за подписью помощника прокурора о том, что ситуация с возможным нарушением администраций Кстовского района требований к обеспечению безопасности дорожного движения прокуратурой рассматривается, и ответ будет дан позже. Прошло два с половиной года, а ответа по этому поводу так и нет. Надеемся, что новым прокурором О.В. Купцовым этой ситуации будет дана объективная оценка.

Олег Захаров, главный редактор газеты «Земляки»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово