В нем участвовали воспитанники кружка робототехники Центра внешкольной работы.
День детских изобретений или, как его еще называют, День детей-изобретателей отмечается ежегодно 17 января. Эта дата выбрана неслучайно, именно в этот день в 1706 году родился известный изобретатель, американский ученый и политик Бенджамин Франклин. Свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, — Бен изобрел в возрасте 12 лет. Современные дети тоже не отстают и изобретают даже более сложные аппараты и установки.
В преддверии праздничной даты мы отправились в Центр внешкольной работы имени С.А. Криворотовой в кружок робототехники, где занимаются юные изобретатели. Руководит процессом педагог дополнительного образования Константин Тишкин.
Константин Андреевич занимается робототехникой более десяти лет. Увлекся наукой он еще во время учебы в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Научным руководителем Константина был Николай Анатольевич Борисов, доцент кафедры программной инженерии, тренер студенческой команды ННГУ по спортивному программированию. Он познакомил своих студентов с робототехникой, и Константин стал делать в этом направлении успехи: ездил на соревнования, конкурсы, конференции и со временем сам начал преподавать робототехнику детям.
— Константин Андреевич, расскажите про курс, который Вы ведете.
— За время своего преподавания я разработал свой курс, свою методику, называется она «Вектор развития». Курс проходят не только в городе Кстово, а также в Нижнем Новгороде, Сарове, Богородске.
У меня есть целая команда педагогов, и вместе мы в год обучаем несколько сотен детей в разных центрах. Работаем с детьми, начиная с детского сада, самому младшему нашему ученику было три года, и до старшей школы, в том числе переходим на подготовку ОГЭ, ЕГЭ.
На занятиях в основном присутствуют мальчики, но в каждой группе есть одна-две девчонки, они зачастую занимаются даже лучше, чем мальчишки. Мальчики не такие усидчивые, девчонки больше стараний прикладывают на занятии и больше внимания оказывают моим заданиям.
— Удалось с воспитанниками сотворить что-то уникальное, какого-то нового робота?
— Целую серию роботов мы разработали на курсе «Вектор развития». Этот курс — не только образовательная программа, но и робототехника. Робототехнику активно внедряют в городе Кстово. Мы используем на занятиях робототехнический набор, который разработан и создан мной. Его вводят вместо морально устаревших LEGO-конструкторов многие центры. Наборы печатаются на 3D-принтере, и дети могут сами заняться не только робототехникой, но и 3D-моделированием, самостоятельно видоизменить какую-то деталь робота или сделать гравировку своего имени. В общем, у нас не просто собрал, разобрал, ушел. Изучаем электросхемотехнику, программирование — много интересного!
— Объясните, пожалуйста, для тех, кто далек от роботехники, что такое Arduino.
— Роботы, которых я создал для курса «Вектор развития», разработаны на платформе Arduino и ESP8266 — это два микроконтроллера или два простых небольших компьютера. Дети эти компьютеры программируют, загружают в них правила управления роботом. С помощью этих микроконтроллеров можно не только управлять роботами, но и делать различные интерактивные устройства. К примеру, к Arduino-плате легко подключаются проводками лампочки, датчики. Например, датчик движения может легко определить передвижение какого-то объекта и просигнализировать звуком или лампочкой о его местонахождении. Другими словами, Arduino — это небольшая компьютерная плата размером 11 на 5 см, но выполняет большой спектр задач ,в том числе – управление роботами.
— Зачем люди создают роботов? И грозит ли нам восстание машин, как в «Терминаторе»?
— Роботов, в первую очередь, создают для того, чтобы облегчить себе жизнь. Почти в каждом доме сейчас есть робот-пылесос, стиральная машина — тоже робот, на каждом предприятии, на каждом заводе есть так или иначе какая-то робототехника. Это все стремительно развивается, поэтому очень актуально сейчас образовывать детей не просто на уроках информатики, а именно учить разрабатывать что-то интересное, узнавать мир робототехники, как это все устроено, чтобы в будущем быть с робототехникой на «ты».
Грозит ли нам восстание машин? Я думаю, не в этом столетии, по крайней мере. Несмотря на весь прогресс, технологии пока далеки от совершенства. В условиях нашей зимы мало роботов способны спокойно передвигаться по нашим сугробам и морозам. В «Терминаторе» управлял машинами искусственный интеллект. Пока ИИ не так уж хорош для того, чтобы догадаться о том, что ему нужно истребить человечество.
— Есть ли в Ваших планах участие с воспитанниками в соревнованиях по робототехнике и программированию?
— Каждый год мы участвуем в конкурсах и регулярно занимаем призовые места, в том числе на всероссийском уровне. Один из последних — Всероссийский конкурс «Юный техник-моделист» в Москве от университета СТАНКИН. Также ежегодно я сам являюсь организатором конкурса по робототехнике. В этом году 10 февраля будет проходить конкурс «IT-звезда». Дети соревнуются, получают ценные призы и опыт соперничества.
— Хочется воспитать Стива Джобса?
Мне кажется, Стив Джобс в первую очередь был отличным менеджером, управленцем, он смог организовать работу тысяч людей и отлично продавал свой продукт, инженером он был не в первую очередь, как мне кажется. Но, тем не менее, я и мои коллеги стараемся каждого ребенка занять именно тем, что ему интересно. Мой курс не стандартизирован, чтобы там каждый год была одна и та же программа, где-то мы больше занимаемся 3D-моделированием, где-то — программированием, созданием игр, где-то больше времени уделяем схемотехнике. Если у ребенка виден талант, и он сам тянется к той или иной тематике, мы только поощряем его стремления и стараемся дать ему задачу, которая ему будет интересна и по силам.
— Это круто — быть повелителем роботов? Зачем детям этим заниматься? Что дают уроки робототехники?
— Любой человек, покупающий робот-пылесос, с восторгом смотрит, как он запускается, как он разговаривает. Множество электронных компонентов, большие сенсорные экраны в современных автомобилях явно приводят в восторг большинство людей, поэтому да, быть повелителем роботов круто. И если мы умеем этим всем легко управлять, это дорогого стоит.
Уроки робототехники обеспечивают будущее детей. Мы стараемся воспитать будущих инженеров, программистов, 3D-моделлеров. К примеру, ребенок сейчас моделирует какие-то простые объекты, но ему это может так понравиться, что он изучит современные программы и будет создавать объекты для строительства или современную одежду. Это дает ребенку огромный полезный пласт знаний и навыков, которые в будущем ему обязательно пригодятся.
— Если говорить о будущем — везде роботы, все автоматизировано. Роль человека в этом во всем?
— Самая первостепенная. И сейчас и в будущем, уверен, что создавать, управлять, настраивать, ремонтировать, программировать роботов будет человек. Так как они уже сейчас повсеместно встречаются, в дальнейшем они будут все больше внедряться в нашу жизнь. Нам нужны будущие инженеры, программисты и простые рабочие, которые будут обслуживать роботов, менять запчасти, масло и так далее. Нужно уметь всем этим пользоваться. Поэтому очень важно начинать с детства знакомиться с программированием, инженерией, робототехникой. Для этого всех приглашаю на занятия в ЦВР, на Рачкова, 12. Познакомим с роботами, научим их программировать и настраивать, создадим игры и будем с интересом и пользой проводить время.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героя