Художница поделилась с корреспондентом газеты историей обретения самой себя.
Земную жизнь пройдя до половины, нередко можно очутиться в сумрачном лесу. Как найти дорогу к свету? Есть только один ответ: бесстрашно отправиться в путь, слушая внутренний голос. Тогда встреча с собой настоящей обязательно состоится.
У Светланы Бычковой удивительная история обретения себя, которую она рассказала «Землякам».
Светлана — современная художница, которая работает в технике фактурной живописи. Она создает абстрактные картины с помощью текстурной акриловой пасты. Их можно и нужно трогать. Они очень приятны на ощупь и создают особое настроение.
— Светлана, в какой момент живопись, творчество появилось в Вашей жизни?
— Я ничего специально не делала. Все сложилось само собой, так, как и должно, видимо, быть. На излете зимы прошлого года мне очень хотелось какого-то увлечения для себя, для души, а не просто бесконечно крутиться в колесе работа-дом-семья-заботы.
Тогда, листая Интернет, я наткнулась на рекламу курсов интерьерной фактурной живописи. Седьмого марта 2023 года я купила курс у Людмилы Липовской, окончила курсы на интерьерного художника. Потом увидела Кристину Брилькову, поучилась у нее.
Меня подкупило, что курсы обещали научить рисовать даже тех, кто не держал в руках кисти, и не знает, что такое мастихин. Я тогда впервые услышала это слово (мастихин — инструмент используется в масляной живописи вместо кисти для нанесения густой краски на холст ровным слоем или рельефными мазками, для смешивания красок и очистки палитры — прим. авт.).
И все-таки вебинары — это не совсем классическая система обучения, без догматичных академических знаний. Но больше всего меня поразили люди — как безоценочно они могут творить! Как мягко направлять учеников, не критикуя. Это же так ранит творческих людей! Мы привыкли на уроках в школе ждать оценки. Хорошо или плохо. Можно или нельзя. Правильно или неправильно. У художников, с которыми я познакомилась, в приоритете сам процесс. У них нет задачи кому-то что-то доказать, просто есть желание испытать себя, узнать. Мне очень по душе такой подход.
Ну и совсем утилитарная причина – мне всегда хотелось повесить в квартире какие-то картины, но либо не нравилось то, что продавали, либо не совпадала по деньгам. А тут я смогла нарисовать то, что мне было нужно. Мне не хочется расставаться с этими картинами — они объемные, их хочется потрогать, рассматривать трещинки, впадинки, выпуклости.
— Какое место творчество занимает в Вашей жизни? Сколько часов Вы ему посвящаете?
— Для меня это поэзия, волшебство, поначалу я забывала все на свете. Приготовишь кофе, и проходит час, два, пять — кофе давно остыл, а я все пишу. Сейчас я могу контролировать процесс и сказать себе — пора заканчивать.
Прошлым летом я настолько погрузилась в это, что кажется, уходила от реальности таким способом. Включала музыку и писала-писала-писала. Под «Адажио» нарисовала картину, про которую мой учитель сказала: «Я залипла. Эту картину нужно обязательно на выставку». Для меня это была высшая похвала.
Мне хочется творить каждую минуту! На Новый год сын подарил мне 36 цветов разных красок — сколько это возможностей!
— Есть у Вас любимая тема в живописи?
— Абстракция — только она, ну еще цветы, возможно. Мне кажется, сегодня миру нужна абстракция. В век потребления, манифестов счастливой жизни и огромного выбора человеку иногда сложно разобраться, где ложь, а где истина, где его, а где чужое. Поэтому хочется «спрятаться» в беспредметном искусстве. Совершить путешествие, окунувшись в цвет, не имеющий определенных форм и очертаний. Затеряться, найти свой укромный уголок, обрести в тишине цвета надежду и любовь.
Мои учителя сами влюблены в абстракцию. И людям это нравится, у меня даже купили несколько картин. Я, конечно, об этом даже не мечтала. Просто в какой-то момент начала дарить свои картины знакомым и вдруг работы начали покупать.
— Расскажите о своей работе поподробнее, так интересно заглянуть в мастерскую художника! Как рождаются идеи работ? Вы пишите по вдохновению или на заказ?
— Моя мастерская — это моя кухонька в обычном панельном доме. Все приготовишь, приберешься, все уйдут, и тогда наступает мое время — раскладываю кисти и краски, ставлю мольберт и начинаю творить.
Я не пишу на заказ, в основном рисую по урокам с курсов, все-таки я еще новичок и мне нужно еще учиться.
Хотя бывает, увижу какую-то идею на «Пинтересте», и хочется повторить – это я называю «кради как художник». Все равно не бывает двух одинаковых работ, мы можем только вдохновляться друг другом. Меня вдохновляют картины Фрея Бернардо, например. Для того, чтобы совершать открытия, нужно постоянно изучать что-то новое, обращаться к творчеству других художников.
Мне нравится фактурная живопись тем, что можно все счистить, убрать, если что-то не понравится или не получается.
Надо еще чувствовать смешение цветов — два раза не повторишь тот же оттенок. Однажды поехала к маме в Княгинино и взяла только три краски, и я намешала столько оттенков из них! Это магия! Даже не могу объяснить, как я могла такое сделать. Боюсь, повторить не смогу, это какие-то озарения.
— У Вас очень жизнерадостные картины, скажите, как Вы пришли к такому стилю?
— Вопросы про стиль меня всегда немножко смущают, потому что на них трудно ответить. Стиль — это как почерк. Нельзя объяснить, почему ты рисуешь так, а не иначе. Это совокупность твоего мироощущения и моторики.
— Если бы Вас попросили нарисовать вдохновение, какой бы образ Вы придумали?
— Это было бы что-то в форме ириса на золотистом фоне, как фонтан, устремленный вверх, к солнцу. Возможно, я чувствую это так только сейчас, когда кончилась зима и хочется цветов.
— Как найти вдохновение в мире визуального мусора? Как начать заниматься творчеством, если давно хотел, но никак не доходили руки?
— Просто брать и начинать. Не надо в себе давить это творческое начало. У каждого есть свое идеальное время, чтобы начать — надо его ловить. Время есть, хоть и говорят, что его не хватает. Я тоже не думала, что буду рисовать. Смотрела сериалы, пекла пироги, время убивала. Сейчас я лучше порисую. Живопись — яркая страница в моей жизни. Где-то это желание жило, но не давали обстоятельства, что-то все время мешало. Сделала в преддверии 8 Марта такой подарок, пошла учиться рисовать.
Весной, наверное, в нас, женщинах, просыпается что-то творческое. Я желаю всем женщинам искать себя в творчестве. Потому что все творческие люди добрые, светлые и радостные. Мне говорят — ты всегда улыбаешься. А у меня внутри живет радость. Надо искать ее в любых мелочах. Стараюсь уходить от негатива, его и так хватает в нашей жизни. Лишний раз погружаться туда не хочется. Не хочется быть маленькой серенькой птичкой.
Важно ходить на выставки, смотреть канал Культура. Так душой отдыхаешь, насмотренность появляется. Надо вдохновение искать везде — в природе, в книгах, в музыке. Пусть эта весна будет у вас вдохновенной!
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева и из архива героини