Вслушаться и понять

Педагог-психолог МАУ ДО ДДЮТ Светлана Александровна Субботина. 

С 5 сентября по 24 ноября 2022 года проходил областной конкурс лучших программ оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.
Педагог-психолог МАУ ДО ДДЮТ Светлана Субботина приняла участие в конкурсе и заняла первое место в номинации «Программы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательных организациях всех типов и видов». В рамках инновационной работы и распространения опыта Светлана Александровна выступала 13 декабря в НИРО в качестве спикера в работе секции «Инновационные идеи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ».

Конкурс проводился министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области совместно с государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

— Светлана Александровна, расскажите, какую программу Вы представили на конкурс. Будете ли внедрять ее в работу?

— Я представила программу, которая прошла апробацию и показала хорошую динамику. Работаю по ней два года, она для особенных детей, детей с ОВЗ (особые возможности здоровья). Скрининговая диагностика показывает актуальное развитие по результатам реализации программы. Программа демонстрирует высокие результаты. Оцениваются практически все сферы развития детей — когнитивная, эмоциональная, коммуникативная, физическая.
Требования к психолого-педагогической программе, представляемой на конкурс, были непростые. Программа должна была включать 18 критериев, по которым оценивалась экспертным советом.
Поскольку я являюсь призером в номинации «Программы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательных организациях всех типов и видов», моя программа войдет в электронный сборник «Лучшие региональные программы оказания психолого-педагогической помощи».

— Работа с детьми, особенно работа педагога-психолога требует определенных усилий, а на фоне участия в конкурсе, наверняка, потребовала дополнительных сил и энергии. Что помогает Вам восстанавливать силы, в чем Ваши ресурсы?

— То, что активирует мои внутренние ресурсы, все как у всех — любимая музыка, прогулки в лес, бассейн, занятия бачатой и много еще прекрасного можно увидеть вокруг. Только оглянитесь. Один из моих любимых фильмов «Полианна». Рекомендую посмотреть. Там девочка умудряется изменить взгляд на мир многим, ее умение видеть позитив и уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах заражает своим оптимизмом все вокруг. Как вы смотрите на жизнь — зависит от вас.

— С какими проблемами к Вам чаще всего обращаются? Чем может помочь педагог-психолог в образовательной организации?

— Ч работаю и с детьми с ОВЗ, с нормотипичными детьми, одаренные дети тоже нуждаются во внимании психолога. Диагностика, коррекционно-развивающие занятия, консультации — это мои будни. Очень много родителей обращаются по вопросам развития и воспитания детей. Не секрет, что сейчас индекс агрессивности вырос в связи с непростым временем. Нагрузка в школе не соразмерна возрастному, а чаще психологическому развитию. Совет для всех — будьте внимательнее к близким, радуйте их мелочами. В этом проявляется ваша забота и любовь.

— Как быть, если у ребенка не получается подружиться в коллективе, и родителям он о проблемах не говорит. Звоночки все равно есть? Как распознать эти сигналы в поведении ребенка? И как ему можно помочь адаптироваться?

— Если возникают вопросы с коммуникацией со сверстниками, то чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребенку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы мешают ему выстраивать отношения с друзьями. Помогите ребенку!
Причин может быть много, каждый случай надо рассматривать отдельно. Например, низкая самооценка часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания. Другой причиной может стать избалованность ребенка — гиперопека и вседозволенность дома приводят к тому, что ребенок пытается проецировать такую же модель отношений на общение с посторонними, которые не готовы принимать такие правила игры.

Постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чем дело: с ребенком никто не дружит или он сам не идет на контакт. Бывают случаи, когда ребенок действительно чувствует себя комфортно без общения. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко. Всегда есть возможность обратиться к специалисту за помощью, поверьте, это не навредит, а возможно, поможет.

Поддержите и дайте то, что больше всего хочется в подростковом возрасте — понимания и уважения личных границ, тогда и кризисов пубертата сможете избежать, и помните, очень важно быть с ребенком на одной стороне баррикады.

— А есть какой-то секрет психологической разрядки для ребенка, чтобы он мог расслабиться, приходя из школы? Можно просто уделить время хобби или есть специальные упражнения?

— Психологическая разрядка нужна не только взрослым, но и детям. Самая идеальная ситуация, когда ребенок в какой-то области успешен, будь то кружок или секция, а может, он талантливо устраивает бардак в комнате? Тогда шутим, доля юмора всегда помогает!

— Посоветуйте несколько книг о воспитании детей, которые стоит прочесть родителям о воспитании совсем маленьких, о воспитании школьников и о воспитании поздних подростков.

— Авторы, которых стоит почитать (правда, в наше время легче видео послушать от них же, тоже не возбраняется): несравненная Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», конечно, Петрановкая с «Тайной опорой» и Фабер и Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали. И как слушать, чтобы дети говорили».

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото из архива героини

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово