Старая часть Кстова с годами все дальше и дальше отдаляется от благ цивилизации.
Старожилы ностальгически вспоминают советские времена, когда в старом Кстове была своя баня (разрушенная в постсоветское время), свои клуб и Дом культуры с кинотеатром «Волга» (разрушены и проданы под слом), своя библиотека (в XXI веке приказала долго жить). При этом постоянно курсировали автобусы-«луноходы»: маршруты № 1 и № 1А. Так что если кому не хватало торгово-бытовых услуг в старой части Кстова, можно было без проблем получить эти услуги на «стройке» (так старожилы называют новую часть города Кстово). При этом общественный транспорт ходил достаточно часто, с соблюдением установленного графика – об этом заботилось Кстовское пассажирское автопредприятие (КПАП).
Жить стало лучше?
Но жизнь не стоит на месте. Как сказал древнегреческий философ Гераклит, все течет, все меняется. Для старого Кстова, изменения, к сожалению, произошли в худшую сторону. Уже в XXI веке обанкротился КПАП, и на место вместительных ЛИАЗов для транспортного обслуживание жителей старого Кстова сегодня пришли две старенькие пассажирские ГАЗели. В их ведении маршрут Т-1 от улицы Котовского до Нагорного в Вишенках. Как говорят сами жители, одна из ГАЗелей почти постоянно на ремонте, поэтому фактически из общественного транспорта осталась только одна ГАЗель, ожидать которую на остановке приходится иногда до 1,5 часов. После восьми вечера и эта ГАЗель заканчивает свою работу.
Алилуйя!
Настоящим спасением несколько лет назад стало решение пустить через старое Кстово маршрут № 225. Ну как пустить? Завернуть уже имеющийся маршрут в старую часть. Автобусы стали проезжать через улицу Советская (с остановкой около школы), улицы 1 Мая, Октябрьскую, Береговую, в дальнейшем уже в Кстове сворачивали на проспект Рачкова и далее через весь город. Для жителей 12-тысячного микрорайона, каковым является старое Кстово, это стало настоящим спасением. Для пенсионеров, добирающихся на рынок или в органы соцзащиты; для детей, которые после школы могут теперь посещать в Кстове кружки, спортивные секции, учреждения дополнительного образования. Ведь в старой части до сих пор не решен вопрос с культурно-досуговым центром, хотя разговоры о нем идут уже много лет.
«А каково было до этого людям, которые ехали в Нижний Новгород или возвращались обратно? – риторически спрашивает местная активистка Татьяна Коробкова. – Пассажирам приходилось дважды переходить оживленную трассу М7 напротив виадука. Причем, там нет регулируемых пешеходных переходов, и путь очень опасен, особенно для детей и пожилых. Слава богу, что 225-й маршрут пустили через старую часть Кстова».
Мыло-мочало, начинай сначала
В декабре 2019 года правительство Нижегородской области заявило о создании Нижегородской транспортной агломерации, куда вместе с Нижним Новгородом и семью районами входит также и Кстовский район.
При этом полномочия организации пассажирских перевозок забрали у муниципалитетов и передали в ведение областного Минтранса. А с середины 2022 года будет внедряться новая транспортная схема агломерации, предварительный вариант которой опубликован на сайте ГИСОГД (gisogdno.ru). Окончательный вариант схемы планинуется опубликовать в мае нынешнего года. Так вот, согласно новой транспортной схемы, 225-й маршрут не будет больше заезжать в старую часть Кстова, а пройдет по улице Магистральная, то есть, напрямую по трассе М7, как и много лет назад.
«Хорошего помаленьку! — сказала бабушка, вылезая из-под автобуса». Эту фразу, услышанную еще в детстве, я всегда вспоминаю, когда сталкиваюсь с подобной ситуацией. Получается, что кстовчане могут снова ощутить на себе все «прелести цивилизации»: переход через две автотрассы, 1,5-2-часовое ожидание ГАЗели, невозможность вернуться в старое Кстово после 20.00, невозможность отправить детей в кружки и секции и так далее.
Терпеть не намерены
Жители старой части Кстова больше не намерены терпеть экспериментов над собой. Они обратились за помощью в Центр защиты прав граждан Кстовского района (партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») и направили письмо в адрес главы МСУ Кстовского района Андрея Черткова. В этих обращениях изложена просьба принять все возможные меры для того, чтобы, во-первых, оставить 225-й маршрут в том виде, в каком он существует сейчас – через старую часть Кстова. Во-вторых, кстовчане требуют обеспечить, наконец, старое Кстово нормальными пассажирскими перевозками.
«Совсем недавно, мы еще помним, в старом Кстове этой проблемы не было, — пишут кстовчане Андрею Геннадьевичу. – Перевозчик М. Сизов имел свои машины и перевозил на 4 машинах каждые 15-20 минут. Проблем не было. Восстановите нормальный график. Это очень серьезно! Услышьте нас!».
Центр защиты прав граждан, в свою очередь, направил запрос в Минтранс Нижегородской области с просьбой откликнуться на просьбы жителей старого Кстова: восстановить нормальное внутригородское пассажирское сообщение и оставить в покое 225-й автобусный маршрут. О реакции властей на эти обращения и запросы читайте в следующих выпусках газеты «Земляки».
Михаил Мухин, gazeta@3em.ru