По вине перевозчика пассажиры вынуждены ждать автобус на остановке по 2-3 часа.

О проблемах с соблюдением расписания движения автобусов 225-го маршрута (Кстово – Нижний Новгород) мы пишем с 2024 года. Но результат с каждым разом только хуже.
Частный перевозчик этого маршрута ранее выиграл аукцион по пассажирским перевозкам, который объявило министерство транспорта Нижегородской области. Но исполнять требования контракта по соблюдению расписания он явно не спешит.
Многие задаются вопросом: почему перевозкой пассажиров из Кстова в Нижний Новгород и обратно занимается областное министерство транспорта? Да потому что администрация Кстовского района добровольно передала свои полномочия по транспортному обслуживанию населения района в ведение областных властей. Теперь кстовские власти формально за общественный транспорт ответственности не несут. Всю ответственность несет областной Минтранс. Ну как несет? – На жалобы кстовчан в министерстве отвечают, ссылаясь на объяснения перевозчика, что отклонения от расписания происходят по техническим неисправностям, из-за дорожных заторов и дефицита водительских кадров. И так из месяца в месяц.
Маршрут 225 – притча во языцах
Проблема срыва расписания 225-го маршрута уже вышла за пределы Кстовского района. На минувшей неделе в редакцию «Земляков» пришло письмо из деревни Мотовилово Арзамасского района. Казалось бы, где Мотовилово и где Кстово? Но почитайте, что пишет нам Татьяна Ивановна Колмакова:
«Мне 79 лет, я ветеран труда, инвалид 3 группы. 11 октября по семейным делам поехала из Арзамасского района в Кстовский район. На автостанции «Сенная» я ждала автобус № 225 до Кстова 2,5 часа! Приехала на остановку «Райпо» в 16 часов. Пассажиры возмущались большому интервалу в расписании, на что водитель отвечал: «Больше народу — больше выручка». Так это искусственно создается ажиотаж? Пассажиры, которым не досталось сидячих мест, чуть не на одной ноге стояли в проходе — разве это нормально?! Услышала я и такое мнение, что присоединение Кстова в Нижнему Новгород ничего хорошего народу не дало.
В газете «Земляки» поднималась проблема плохого освещения города Кстово. Поднимите, пожалуйста, и проблему транспорта. Почему никто из чиновников не обращает внимания на эту проблему? Где на автостанции города Кстово расписание маршрута № 225? Где на автостанции «Сенная» расписание маршрута № 225? Почему никто из чиновников и контролирующих органов не наведет порядок в движении и расписании автобусов?».
Автобусная математика
Раньше у Кстовского автопредприятия была хорошая традиция публиковать расписание движения общественного транспорта в газете «Земляки». Вот фото страницы «Земляков» от 27 апреля 2010 года: у 225-го маршрута было в день 46 рейсов до Н.Новгорода и 47 обратно. Итого, 93 рейса.
Сейчас перевозчик 225-го маршрута (ООО «Авто Футболистов») публикует расписание в Телеграм-канале «Шутки в маршрутке». Вот для примера сообщение от 22 октября 2025 года: согласно расписанию 19 рейсов в Нижний и 19 обратно. При этом семи рейсов не будет. В 11.30, 15.00 и 18.20 пассажиры будут ждать автобус в Кстове по 1,5 часа, а в 9.25, 13.00, 16.30 и 20.00 – по полтора часа на Сенной, чтобы выехать из Нижнего Новгорода. Для сравнения посмотрите на расписание 2010 года – автобусы отправляются через каждые 15-20 минут. А в 2025 году за день перевозчик совершит только 31 рейс, то есть, ровно в три раза меньше, чем в 2010 году! При этом 15 лет назад на маршруте курсировали ЛИАЗы (33 сидящих места, всего до 117 пассажиров), сейчас ПАЗы (24 сидячих места, всего 39 человек). Другими словами, не только автобусов стало меньше в три раза, но и их вместимость снизилась в три раза.
Не проблема, а катастрофа!
Может быть, за это время населения Кстовского района так сильно сократилось, что ему уже не нужно столько рейсов, как прежде? Неумолимая статистика говорит, что в 2010 году население Кстовского района составляло 112 тысяч человек, а в 2025 – 121 тысячу человек, то есть, число жителей выросло! А если учесть, что за последние годы в Кстове и районе закрылись многие промышленные предприятия, и все больше кстовчан вынуждены ездить на работу именно в Нижний Новгород, подобное снижение возможностей перевозок – не просто проблема, это катастрофа! При этом районные власти разводят руками: не их полномочия, областные власти разводят руками: заторы и дефицит кадров. И никто не может (или не хочет) навести в этой сфере порядок. А ведь речь не только о работающих земляках, но и о тысячах студентов, которые вынуждены опаздывать на учебу и пропускать занятия; о детях, опаздывающих в школу и детские сады; о пациентах, опаздывающих на прием к врачам или на процедуры; о других жителях, вынужденных терять по 1,5-3,5 часа в ожидании автобуса. А впереди зима. Каково это – два-три часа ждать автобус на ветру и морозе?
Похоже, что хорошо в этой ситуации только перевозчику: набивая полные автобусы пассажирами, он при меньших затратах получает больше выручки. Причем, размер выручки перевозчик может устанавливать себе сам, потому что на данном маршруте так называемые «нерегулируемые тарифы». Это значит, что стоимость билета определяет сам владелец транспортной компании.
Что будет, чем сердце успокоится?
В конце сентября в министерстве транспорта Нижегородской области сообщили, что в связи с объединением Нижнего Новгорода и Кстова проводится работа по созданию маршрутной сети Кстовского района. Никаких особых подробностей чиновники не раскрыли, сообщив только, что с 1 января 2026 года планируется установление новых маршрутов по регулируемым тарифам. По итогам установления новых маршрутов якобы на конкурсной основе будут определены новые перевозчики.
Не получится ли так, что на новые маршруты заявятся все тот же ООО «Авто Футболистов» и другие подобные перевозчики? Кто будет устанавливать и контролировать тарифы на перевозки, устанавливать расписание движения автобусов, контролировать соблюдение расписания? Какие именно новые маршруты ожидают кстовчан? Информации об этом нет, а до 1 января осталось всего каких-то два месяца. Что ждет кстовских пассажиров? К чему приведут планируемые изменения? Эти вопросы мы направили в областной минтранс, а также обратились к главе Нижнего Новгорода принять меры для наведения порядка в сфере пассажирских перевозок между городами Кстово и Нижний Новгород, потому что теперь это единый городской округ.
Олег Захаров, главный редактор газеты «Земляки».
