В июле указом митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия благочинным Кстовского церковного округа был назначен Викарий Нижегородской епархии, епископ Дальнеконстантиновский Филарет.
Почему Кстовское благочиние возглавил не простой священник, а Викарный епископ? И что вообще означает это слово? Почему служит здесь, а зовется Дальнеконстантиновским? Пожалуй, подобные вопросы первыми приходят на ум простым кстовчанам. Мы напрямую адресовали их владыке Филарету, а также узнали много интересного о его пути к вере.
— Владыка, давайте сначала определимся с понятиями и терминами. Почему Ваш титул — епископ Дальнеконстантиновский, а вы служите здесь, на кстовской земле?
— Такова традиция. Когда правящему архиерею назначают Викария, ему дают титул любого города, который находится на территории данной епархии. Титул не означает, что человек приписан к этому месту. Ты можешь даже никогда в этом городе и не бывать. Например, в Дальнем Константинове я был года полтора назад. Титул — это формальное наименование.
— Хорошо. А что значит «Викарий»?
— Викарий — это ближайший помощник управляющего епархией. Дело в том, что Нижегородская епархия велика и по своей территории, и по делам, в ней совершаемых. Здесь ведется активное восстановление и строительство храмов, возрождается церковно-приходская жизнь. Много внимания уделяется образованию: открываются православные детские сады, православные школы и гимназии. Ни в одной из епархий нет столько православных учебных заведений, как в Нижегородской!
Разумеется, в одиночку митрополиту Георгию справится с таким объемом работы очень сложно, ему нужны помощники. В июле 2019 года решением Священного Синода я был назначен в Нижегородскую епархию Викарием. За эти годы с Владыкой мы стали добрыми соработниками. В нем я увидел своего патрона, отца и духовного наставника.
Обязанностей не мало. В настоящий момент являюсь не только благочинным Кстовского церковного округа и настоятелем местного храма в честь Сергия Радонежского, но и храма в честь св.бл.князя Георгия Всеволодовича в Нижнем Новгороде. Кроме этого возглавляю епархиальный отдел по взаимодействию с Высшей школой, читаю лекции по миссиологии семинаристам, а в Кстове веду занятия в воскресной школе для мирян.
— Отчего митрополит Георгий принял такое, прямо скажем, нестандартное решение — поставить управлять благочинием не простого священника, а именно епископа?
— Кстовская земля благословенна. Я бы даже сказал, что Кстовское благочиние — это маленькая епархия: здесь действует 27 храмов, в 23 из них — функционирующие приходы. Для сравнения: в 2012 году, когда я был рукоположен в сан епископа и назначен на Канскую кафедру (это Красноярский край) в целой епархии насчитывалось всего 28 приходов. Спустя семь с половиной лет моего служения на сибирской земле их количество удвоилось.
Сегодня митрополит Георгий возлагает особые надежды на развитее Кстовского благочиния, у которого есть большой потенциал. Да, имеются определенные моменты, на которые стоит обратить внимание. Неслучайно Владыка Георгий принял решение назначить благочинным на этот округ человека в епископском сане. Епископу даются значительные полномочия в управлении. Тем более Викарный епископ напрямую общается с главой митрополии, может напрямую донести важную информацию, а значит, и быстрее разрешать возникающие вопросы на местах.
Митрополит Георгий указал, что для молодого, активно развивающегося города Кстово необходим еще один большой, соборный храм, который располагался бы в центре и стал форпостом духовной жизни его жителей.
— Не могу не задать вопрос, который, как мне кажется, любопытен многим: как Вы пришли к вере?
— Я родился в 1975 году в поселке Лубеньковский Удомельского района Тверской области. Отец мой был простым рабочим, а вот мать — главным бухгалтером Лубеньковского льнозавода, а потом и гендиректором. Она была жестким, властным человеком и настоящим трудоголиком. Когда мне было 8 месяцев от роду, мама решила выйти на работу. Моим воспитанием стала заниматься ее мама Ирина, которая в скором времени забрала меня к себе в маленькую деревушку Елейкино. Именно от нее я впервые услышал о Боге. Бабушка по отцовской линии (ее звали Вера) происходила из знаменитого дворянского рода адмирала Колокольцева, и ее семья в свое время подверглась раскулачиванию. Она, пожалуй, была более набожной, чем бабушка Ирина, но о своей вере почти не рассказывала — боялась. Но за ее веру говорили дела. В доме их было много старинных икон. Баба Вера часто зажигала перед ними лампадку, которую называла «пикалкой». Рано утром — часов в пять бабушка зажигала лампаду перед иконами и наизусть(!) читала утренние молитвы.
А вот с мамой все было не просто. Она как ярая атеистка, пропагандист школы марксизма-ленинизма, секретарь партийной организации лично отслеживала тех работников, кто посещал церковь, и порой применяла к ним дисциплинарные меры, вплоть до увольнения. И тут в ее семье растет сын, который начинает что-то говорить о Боге! Бабушкам был дан строгий наказ не говорить со мной на тему религии. Но посеянное зерно уже дало свои всходы.
В 12 лет я самостоятельно, без ведома родителей, покрестился. Бабушка дала мне денег на крещение, староста храма Матрона Петровна выбрала мне алюминиевый крестик. Моим крестным отцом стал крестивший меня священник протоиерей Леонтий Мельник.
Господь каждого приводит к себе по-своему. Как в советское время ни боролись, ни пытались искоренить в людях стремление в вере, это оказалось непосильной задачей.
Так и моя мама теперь постоянно посещает храм и говорит, что никем другим, как священнослужителем, учителем, меня и не представляет.
— Вы решили пойти по монашескому пути. На чем основывался этот выбор?
— В случае со мной все решалось достаточно просто. С 14 лет я дружил с дочерью священника. Встречались очень долго, планировали создать семью. Женитьбу откладывали по разным причинам, и наступил кризис в отношениях — мы расстались. При этом я осознавал, что другого человека на ее месте не вижу. Именно тогда я принял единственно верное для себя решение, что должен остаться один на всю жизнь и идти по особому пути монашеской жизни.
Сейчас мой дом — Благовещенский мужской монастырь. В числе братии обители не состою: у меня свой регламент жизни, как Викарного епископа. В монастыре находятся мои покои.Встаю рано, в пять часов утра. Около семи выезжаю либо на службу, либо по другим делам. В монастырь возвращаюсь обычно поздно вечером. Выходные дни бывают нечасто. Такой день я провожу дома, пишу, читаю, молюсь, иногда смотрю телевизор, чтобы быть в курсе событий. С детства я всегда старался быть лидером, активистом, но одновременно очень любил одиночество. Таким остаюсь и по сей день.
Беседовала Надежда Носкова