Судебная практика подтверждает нелегитимность подобных объединений.
Споры о возможном объединении Кстовского округа с городским округом город Нижний Новгород в основном свелись к обсуждению плюсов и минусов такого объединения. Но никто, похоже, не задумался о том, соответствует ли такое объединение требованиям федерального законодательства.
Критерии урбанизации
Законодательством о местном самоуправлении установлены три критерия, которым должен соответствовать городской округ (п. 3.3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ): в части соотношения городского и сельского населения, в части плотности населения и в части соотношения городских и сельских площадей городского округа. Если хотя бы один из указанных критериев не выполнен, то в соответствии с частью 10 статьи 13 закона № 131-ФЗ такие городские поселения должны быть преобразованы в муниципальные округа. По плотности и составу населения новоиспеченный (укрупнённый) городской округ Нижний Новгород будет подпадать под указанные критерии. А вот к соотношению площадей территорий есть вопросы. Согласно норме закона, в городской округ могут входить один или несколько городов, а также сельские населенные пункты и территории для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. При этом сельская и «инфраструктурная» площади суммарно не могу превышать площадь города (городов) более чем в два раза.
Подобной нормой законодатель сознательно останавливает практику создания городских округов на огромных пространствах, охватывающих малозаселенные, сельские, слабо урбанизированные территории.
Судебная практика
Судебной практикой накоплен уже немалый опыт в разрешение споров о статусе городского округа. Так, в декабре 2023 года вступило в силу решение суда в Тверской области по заявлению об оспаривании инициативы превращения городского округа Торжок в Торжокский муниципальный округ. Суд высчитал, что присоединяемые к городу Торжок сельские территории более чем в два раза превышают площадь самого города. При таких обстоятельствах, отмечено в решении суда, укрупненное муниципальное образование может быть наделено только статусом муниципального округа. Такие же выводы сделаны в определении 8-го кассационного суда в отношении города Славгород Алтайского края, в ряде других решений, в том числе в решениях высших судов.
Складываем и делим
Какова ситуация с выполнением требований к городскому округу при объединении Кстова и Нижнего Новгорода? Согласно Уставу Нижнего Новгорода, городской округ состоит из территории непосредственного города и территории Новинковского сельсовета. Площадь города согласно статистическим данным за 2024 год составляет 410 кв. км. Площадь Новинковского сельсовета — 48,74 кв. км. Кстовский округ в свою очередь делится на город Кстово (59 кв. см) и территории сельских населенных пунктов (1165,97 кв. км). Получается, что суммарная площадь городов в укрупненном городском округе Нижний Новгород составит 469 квадратных километров. Чтобы сохранился статус городского округа, включенная в него «сельская» площадь не должна превышать 938 кв. км (469х2). А она на самом деле составит практически 1215 кв. км (1165,97+48,74), то есть в 2,6 раза больше «городской» площади. А если при этих расчетах учесть сельские населенные пункты, включенные ранее в городскую черту (Березовая Пойма, Подновье, Бешенцево, Зеленый город, Луч и другие — всего 13 деревень и поселков), то разрыв будет еще больше.
При таких обстоятельствах, как пишут в судебных решениях, муниципальное образование может быть наделено только статусом муниципального округа.
Какой выход из ситуации?
На мой взгляд, из этой ситуации только два выхода. Первый — согласиться на создание муниципального округа город Нижний Новгород. Но в этом случае всю процедуру надо начинать заново — выдвижение инициативы, назначение публичных слушаний, решения представительных органов МСУ и так далее. Второй выход — отказаться от объединения Кстовского муниципального округа и городского округа город Нижний Новгород. В этом случае власти могут сказать, что они учли мнение кстовских жителей, выступивших против такого объединения, и пошли навстречу пожеланиям трудящихся. Тогда власть не только избавится от риска признания такого решения незаконным, но и сохранит лицо (а это важно накануне выборов в гордуму Нижнего (2025 год) и в Государственную Думу (2026 год).
Есть еще третий вариант: сделать вид, что никаких нарушений нет, и продолжить процедуру объединения муниципальных образований. Но тогда любой гражданин РФ может обратиться в суд с заявлением о признании незаконными соответствующих решений представительных органов МСУ, а также последующего за этим закона Нижегородской области. В первой и апелляционной инстанции такое заявление могут не удовлетворить, но в кассации или высшем суде это вполне вероятно. Уж слишком явное, на мой взгляд, нарушение 131 федерального закона, чтобы на него можно было закрыть глаза.
Олег Захаров, депутат Кстовского муниципального округа
P.S. Я послал депутатский запрос в Комитет Госдумы ФС РФ по региональной политике и МСУ с просьбой дать правовую оценку ситуации, складывающейся в Нижегородской области. О результатах можно будет узнать из газеты «Земляки» и сетевого издания «Кстово.ру».