«Учиться на ошибках, опираясь на знания и удачу»

Учитель математики школы №3 Татьяна Малова.

Международный день образования и Татьянин день отмечались на этой неделе. Увидев в календаре это праздничное комбо, мы решили найти учителя Татьяну. Недолгий поиск принес результат — мы познакомились с учителем математики школы №3 Татьяной Маловой. Когда Татьяна Николаевна говорит о работе, ее глаза загораются, и становится ясно, почему ее так любят ученики — в свое дело учитель математики, без преувеличения, вкладывает душу.

Она знает, как показать, что математика бывает интересной! Математика есть на футбольном поле, в магазине, на войне, в искусстве и даже в горсточке риса. Математика — это не нудная теория, оторванная от жизни, а то, в чем мы живем, то, с чем взаимодействуем каждое мгновение! 

— Татьяна Николаевна, как Вы стали учителем? Может быть, мечтали об этом с детства?

— Каждый из нас, переступая порог школы, выбирает свой дальнейший путь, ориентируясь на тех людей, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали у нас восхищение. Для меня таким человеком оказался учитель математики Юрий Иванович Абузов. Я всегда восхищалась его профессионализмом, увлеченностью.  Мечта стать учителем у меня была еще с детства. Играла в школу, обучала кукол и даже вела свой школьный журнал, где записывала их оценки. Шекспир когда-то сказал: «Весь мир — театр, и все мы в нем актеры!» Вот и в моей жизни детская игра в школу переросла в ответственную и серьезную работу.

Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза ребят. Какие они разные! У каждого свои мысли, идеи, мир, который нельзя разрушить, и всем надо помочь раскрыться, в каждом увидеть лучик, выработать свой маршрут успешности. Понимаю, что от меня зависит будущее этого человека. Когда мои ученики занимают призовые места в разных конкурсах, а выпускники получают медали, набрав на экзамене по математике более 70 баллов, то я искренне думаю, что не зря стала учителем математики. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников! Трудно представить, сколько сил, терпения и души вкладываем мы в своих учеников! Пусть дети порой даже не замечают и не осознают этого сначала, но позже они всегда будут благодарны. Я это чувствую, когда через много лет мои ученики приходят ко мне. Они помнят не только мои уроки, математические знания, но и задушевные с ними разговоры.

— Помните свой первый урок? Что помогает находить с детьми общий язык?

— Я помню свой первый урок как сейчас. 2007 год, я юная, невысокого роста, захожу в 9 класс. Естественно, в первый год тебе дают классы, от которых все отказываются.  Учителя с сожалением смотрели на меня — «Они же тебя съедят». И вот он первый урок, 9 класс. В классе три девочки, а остальные мальчики, которые на голову, а то и на две выше меня. Ноги трясутся. И моя первая фраза: «Я надеюсь, мы с вами подружимся».

А потом второй, третий урок, а учителя все ждали, когда же из кабинета послышится шум и гам. И вот уже много лет в кабинете рабочая тишина. А с тем 9 классом мы подружились, и до сих пор у нас с этими ребятами теплые дружеские отношения. Они с улыбкой сами вспоминают мою первую фразу и говорят, что на них она произвела большое впечатление.

Неудавшиеся уроки, конечно, были. Особенно в самые первые годы работы. Многому научили меня мои ученики. К некоторым урокам приходилось долго готовиться, просчитывать заранее все каверзные вопросы, которые могли мне задать ребята. Но неудача — это тоже маленькая победа над собой, возможность переоценить, что ты сделал не так, исправить ситуацию.

— Какую задачу, кроме преподавания математики, Вы ставите перед собой?

— В связи с тем, что в нашей стране поставлена задача об усилении математического образования в школах, моя цель, как учителя математики, — раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. Познание математики происходит не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях: математических кружках, предметных неделях математики, математических КВНах, в подготовке и участии в олимпиадах. На своих уроках и внеурочных занятиях я с учениками стараюсь с помощью инновационных технологий и разнообразных видов работы организовать деятельность по поиску и сбору информации. Это способствует развитию мотивации к изучению математики, активности учащихся, а значит, личностному развитию, что является одной из главных целей образования в соответствии с ФГОС.

Первым и самым важным, на мой взгляд, является тот факт, что ученик, пришедший на урок, — личность. Личность со своими взглядами, интеллектуальным и творческим потенциалом, со своим характером, и уже на одном этом основании имеющая право на уважительное отношение и понимание.

— Существуют ли «двоечники»? Или это просто дети, которые в данный момент чего-то не понимают?

— На самом деле «двоечники» — это дети со своей образовательной траекторией, непохожие на своих одноклассников. Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание — это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Альберт Эйнштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров, как известно, все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок — будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом, часто бывает очень глубоким ребенком. Важно увидеть это, поддержать, дать понять ребенку, что учитель в него верит, тогда думаю, будет результат.            

Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нем инициативу — такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.  

Я могу с уверенностью сказать, что школа — это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею. А когда не остается сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день. Вообще, я счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия… Я всегда мечтала стать учителем и не пожалела об этом ни разу. Если бы у меня появилась возможность попасть в прошлое и заново прожить жизнь, я бы, не задумываясь, снова отправилась в педагогический институт.

— Бывает ли, что у ученика пропадает мотивация заниматься? Что делать в этом случае?

— Для того чтобы привить ребенку любовь к обучению, учителю важно хвалить не только за результаты и хорошие оценки, но и за усилия, старание, подчеркивать пройденный путь. Именно такой подход позволяет сформировать правильное отношение к учебе и развить учебную мотивацию.

Вообще в школе происходит очень деликатный процесс: у ребенка формируется уверенность в себе, самооценка. Так как для него ведущая деятельность — учебная. И самооценка ребенка во многом формируется в процессе этой деятельности. Поэтому на учителях и родителях лежит большая ответственность за то, как в итоге ребенок будет себя воспринимать.

Это замкнутая цепочка: чем больше мы думаем о самооценке конкретного ребенка, заботимся о том, чтобы он чувствовал себя благополучно в ситуации обучения, подчеркиваем его достижения и сильные стороны, тем лучше он будет учиться и тем адекватнее будет его самооценка. Так мы работаем на его мотивацию.

Каждый день работы в школе не похож на предыдущий, каждый миг- это поиск чего-то нового, интересного, нет времени тратить время на пустое, все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить свою энергию, знания, умения. И, конечно же, это труд, нелегкий труд педагога. Математика для меня — это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный,  это нескончаемый спектакль со многими неизвестными. Моя задача — в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Помочь поверить в свои силы. Учить и учиться — вот мой девиз! Учиться на ошибках, опираясь на знания и удачу.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото из архива героини

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово