В Нижнем Новгороде завершились общественные слушания по изменению генплана Афонинского сельсовета, которые шли целый месяц. Интерес активистов и СМИ к ним был прикован по двум причинам: во-первых, эта территория вплотную примыкает к юго-восточным границам Нижнего Новгорода и вслед за Новинками вот-вот войдет в городскую черту, а во-вторых, в течение ближайших лет здесь, скорее всего, начнет строительство Восточного обхода. Дорога длиной в 14,5 км обещает стать третьим этапом «большого кольца», откуда, как считают в Минграде, автомобильный поток со скоростью в 120 км/ч будет уходить в сторону Бора – по новому мосту у села Подновье. Его, правда, со времен шанцеского правительства строить пока не собираются. А вот сама трасса уже проектируется. Однако местных жителей это не радует, так как автобан, судя по представленным схемам, пройдется по территории их приусадебных участков. Замечания к предпроектным документам есть и у экологов, которые констатируют угрозу краснокнижным животным, обитающим на рядом расположенных Артёмовских лугах.
Мост в Подновье – живая легенда нижегородского градостроительства. Запланированный еще во времена СССР, он с неизменным успехом выпадал из текущего и перспективного финансирования. В основном по причине высокой цены. Только за последние 20 лет он подорожал в три раза: сначала возведение переправы эксперты оценивали в 8 млрд, потом в 22, а теперь – в 40 млрд рублей.
С учетом подходов к нему получалась и вовсе астрономическая сумма – свыше 100 млрд. Таких денег пока нет ни у регионального бюджета, ни у инвесторов. Обещания чиновников, что речной переход в 6,6 км будет платным, на жизнеспособность проекта никак не влияли.
«Отпугивало несколько факторов. Главный из них срок окупаемости – 15 лет, – комментирует транспортный эксперт, экономист Валерий Новиков. – Это много, в нынешних условиях мало кто решится на такой проект. Даже в рамках частно-государственного партнерства. Это первое, а второе: плата за проезд. Ее при 15-летнем сроке окупаемости предлагалось ввести в размере 200 рублей – в старых ценах. Согласитесь, для неполных семи километров это немало. Наверное, поэтому проект заморозили еще 5 лет назад, да так и не разморозили».
А вот самому Восточному обходу повезло больше, деньги на его проектировку уже нашлись. Согласно информации на сайте госзакупок, бюджету это обойдется в 7,5 млн рублей. Определен и подрядчик: им стала омская компания «Терпланпроект», которая обязалась выполнить свою работу до августа текущего года. Осталось только размежевать землю под будущий автобан, но и тут чиновники кстовской администрации (Афонино до сих пор относится к этому городскому округу) столкнулись с препятствиями.
Несмотря на то, что дорогу предполагалось строить вплотную к очистным сооружениям, по схеме получалось, что она также затронет и жилые дома. Участники публичных слушаний требовали подтвердить или опровергнуть корректность представленной схемы: «Если тут будет дорога – скажите прямо. Мы тогда не будем вкладываться в свои дома, в свои участки, – не без эмоций говорили кстовчане. – Вы знаете, сколько сейчас стоят саженцы плодовых деревьев? Около тысячи рублей. Зачем мы будем сажать их, тратить немыслимые деньги, если скоро сюда приедет строительная техника и сравняет все с землей?».
К тому же, участников слушаний, а среди них были и профессиональные экологи, смущало будущее Артемовских лугов. Эта природная территория, несмотря на соседства с отстойниками станции аэрации, по их словам, имеет уникальную флору и фауну. По словам председателя экоцентра «Дронт» Асхата Каюмова, там зафиксирован 91 вид животных и растений, внесенных в Красные книги России и Нижегородской области. В их числе три вида млекопитающих, 67 видов птиц, один вид земноводных, 10 видов насекомых, один вид паукообразных и восемь видов редких растений. Причем из 3000 гектаров, где все это обитает и произрастает, под защиту планируется взять всего 690 га.
«Проектировщики – в нарушение требований федерального законодательства – почему-то проигнорировали наличие редких видов и не выполнили процедуру оценки воздействия на окружающую среду при строительстве этого объекта, – отметил эколог. – Я бы задал второй вопрос: зачем вообще нужен Восточный обход, какой поток транспорта на него пойдет? Почему не направить деньги на что-то более полезное, например, на Северный обход? Знаете, пока это выглядит как объезд Афонино. Надо ехать в Кстово, у нас около Афонино пробки, и вот мы под видом Восточного обхода сделаем дорогу через Артемовские луга. Мне кажется, это получается дорогое удовольствие».
Присутствовавший на слушаниях глава Кстовского района Андрей Чертков выразил сомнение, что в Артемовских лугах, где располагаются отстойники отходов, поступивших со станции аэрации, вряд ли могут водиться какие-либо уникальные животные или растения. А вот транспортная ценность перспективной дороги, по мнению чиновника, налицо: она якобы позволит снизить трафик на действующих трассах и стать очередным звеном обхода Нижнего Новгорода. По словам Черткова, магистраль реально построить за пять лет. Цена вопроса – 70 млрд рублей.
В итоге участники обсуждений предложили чиновникам дождаться завершения работы над проектом Восточного обхода, чтобы точно знать – где именно пройдет новая дорога. А уж потом разработать дополненный проект по сохранению флоры и фауны Артемовских лугов. Однако их предложение так и не нашло понимание у местной администрации. Ее представители напомнили, что по закону публичные слушания носят исключительно рекомендательный характер и власти могут к ним не прислушаться, однако пообещали донести до вышестоящих инстанций пожелания жителей.
Сергей Поляков, pravdapfo.ru
Фото: Скрин пресс-службы правительства Нижегородской области