Дороги, которые мы выбираем…

Шесть раз Лев Кутузов водил группы детей в поход в Карпаты, 40 раз туристы были в Крыму.

Льва Владимировича Кутузова в Кстове знают очень хорошо. Бессменный руководитель туристического клуба «Спутник», учитель физкультуры и спорта, куратор всероссийского движения велотуризма, отличник физической культуры, лауреат премии В.П. Чкалова, почетный гражданин города Кстово. Всех званий и заслуг не перечесть.

2022-й год для нашего земляка со знаменитой фамилией насыщен круглыми датами. 70 лет как он пошел в первый класс, 50 как живет в Прокошеве, 50 лет как открывал Прокошевскую школу и в августе будет 60 лет трудового стажа. Более 4500 ребят прошли через клуб «Спутник» за это время, шесть мальчишек названы Львами в его честь.

Сколько за это время было походов — пешком и на велосипедах! И про каждый Лев Кутузов может рассказать в подробностях. Он достает альбом, в котором записаны впечатления от путешествия по Карпатам в 1989 году.

«Мы шесть раз туда ходили, — рассказывает Лев Владимирович. — Сохранился вот 1989-й, по Карпатам проходили всесоюзные маршруты 1, 2, 3 категории сложности, мы все их прошли. Я тогда еще на станции юных туристов работал во Дворце пионеров. Группа была большая — 26 человек. Мы тогда ехали на поезде Нижний Новгород — Киев, сходили во Львове и ехали до Ясиня, а потом до Воловца шли по Карпатским горам, поднимались на самую большую вершину. Там огромными камнями выложено «город Кстово». Оттуда кстовчане тоже привезли трофей — колокольчик, который им подарили местные пастухи. С этими колокольчиками там ходили сотни коров, оглашая всю округу звоном. Туристы просыпались и шли по маршруту под этот перезвон. Теперь, когда Лев Кутузов звонит в этот колокольчик, он будто снова на несколько мгновений переносится туда, в Карпаты.

«Ура, мы на Украине»

«Все мы с нетерпением ждали этого дня, и вот он настал, — это первая запись в путевом дневнике кстовских туристов. — В 11 часов, как и договорились, все собрались около Дома пионеров. Последние приготовления, последние слова напутствия родителей. Через 15 минут мы сели в автобус и поехали на московский вокзал, до поезда немного времени и мы решили погулять по городу. По дороге купили ящик мороженого и съели его. В 15.30 мы надели свои гигантские рюкзаки, котомки с едой и отправились к поезду. Как только тронулся поезд, Лев Владимирович (наш руководитель) собрал нас, ознакомил нас с маршрутом путешествия. И началось наше «веселье».

Техническая характеристика многодневного турпохода в альбоме тоже есть: Лев Кутузов предусмотрел все до мелочей, включая моменты, где можно переночевать, где разбить лагерь, что взять с собой и сколько возьмут денег, если придется останавливаться на турбазе.

Деньги на поездку ребята со своим руководителем заработали сами: выкорчевали деревья и кустарники на территории Кстовского рынка, а также ходили туда убираться после того, как оттуда уходили торговцы. «Мы были полностью автономны и ни от кого не зависели», — с гордостью говорит Лев Владимирович.

Есть в путевом дневнике запись, как группа туристов приехала на Украину: «…И вдруг показались большие величественные здания — это Киев — мать городов русских. Видели р. Днепр, красивые памятники архитектуры… Вышли на вокзале радостные, ведь мы находились на Украине». «И это писали дети! — подчеркивает Лев Кутузов. — Нас там везде с раскрытыми объятиями встречали, даже во Львове. Хотя украинську мову я разумею, размовляю, но мой нижегородский акцент даже в английском выдает, так что было понятно, что мы русские».

Львовские львы

Львов — первые впечатления от путешествия. Никогда прежде кстовчане не были в этом городе, но узнали его, как свой. Театр там ну в точности такой же, как театр драмы в Нижнем Новгороде. И вообще внешним обликом Львов очень напомнил путешественникам Ригу, тем более что эти города отвечали в советском кино за Европу: если нужны были Германия, Англия, Скандинавия, съемочные группы ехали в Прибалтику, а если Италия или Франция — во Львов. Дворец Потоцких на улице Коперника знаком и дорог всем от Калининграда до Камчатки — это он исполнял роль королевского дворца в «Трех мушкетерах», и на его крыльцо взлетал на лихом коне Михаил Боярский.

«Места там удивительной красоты, конечно, — листает альбом Лев Кутузов. — Во Львове непрерывно лили дожди, и нас приняли в детском доме, его директор Виктор Кузьмич Трепетько никаких денег с нас не взял, натопил нам баню, мы намылись, просушили вещи. На нас там было налетела какая-то группа, мол, «москали», но другая группа нас проводила на вокзал, посадили на поезд. Это я к чему разговор завел, воспоминания эти… Мы должны объединиться вокруг нашего Президента. Украина наша, Карпаты наши, люди живут там наши, нам нечего делить и незачем враждовать».