Пять номеров получили первую премию, девять – вторую, три номера – третью.
Кто где провел майские праздники, а театр танца «Сказка» из города Кстово ездил на Всероссийский фестиваль-конкурс хореографического искусства «Карусель» в Казань. «Сказочная» семья в составе 90 человек от 7 до 45 лет представила на суд жюри 17 номеров.
Домой танцоры вернулись с множеством наград: пять номеров стали лауреатами первой степени, девять номеров — лауреатами второй степени, три номера — третьей степени.
— Для нас это замечательный результат, — рассказывает основатель и художественный руководитель театра танца «Сказка» Наталья Лошкарева. — Ведь в 2017 году, когда «Сказка» только появилась, огромной мечтой наших учениц было участие в нижегородских конкурсах. Потом мы ездили в Москву и Санкт-Петербург, а вот сейчас добрались до Казани. И это не предел. Казанская поездка получилась яркой и запоминающейся.
Мы в свою очередь от души благодарим заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», депутата Законодательного Собрания Нижегородской области Антона Александровича Гребеня. Благодаря ему для многих детей, нуждающихся в материальной поддержке, эта поездка состоялась. Он подарили детям настоящий праздник.
— Наталья, а с чего и когда началась «Сказка»? Расскажите!
— Мы открылись 1 сентября 2017 года. Однако идею создать профессиональный хореографический коллектив я вынашивала с детства. Мне нравилось танцевать, но мое детство прошло в районном поселке Ардатов, где не было профессиональных хореографических коллективов. Поэтому долгое время желание танцевать, а уж тем более создать свой профессиональный коллектив оставалось просто мечтой.
На рубеже выбора профессии мой папа не разрешил получать среднее профессиональное образование по специальности «хореограф», и я поступила на исторический факультет НГПУ им. К. Минина. Два года я училась на отлично и снова начала упрашивать папу, чтобы перейти учиться на хореографа. Согласился папа с условием, что я не брошу «вышку», и буду учиться параллельно. Так в 2008 году я получила диплом с отличием и учителя истории, и хореографа. Мечта постепенно становилась явью.
Моим первым местом работы стал Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области в Нижнем Новгороде. Работая там методистом, я получила колоссальный опыт в сфере организации массовых мероприятий. Там же базировался образцовый хореографический коллектив «Щелкунчик», где я работала педагогом-хореографом.
А потом появилась программа молодых специалистов, благодаря которой я оказалась на Кстовской земле. Работая в школе №6 завучем по воспитательной работе, я применила весь свой накопленный опыт, но это была методическая работа, а хотелось творческого полета.
К концу второго декрета я поняла, что пришло время создать свой коллектив. Меня поддержал мой муж. Так началась «Сказка».
В первый год пришли заниматься 30 ребят, а сейчас у нас уже 200 семей и 11 танцевальных классов. Младшие из них — 2,5 года, а старшие — до 45 лет.
— Вы берете всех желающих на обучение или есть отбор?
— Берем всех желающих. Но в процессе наблюдения за ребенком можем дать рекомендацию родителям — подходит хореография ребенку по медицинским показаниям или нет. Очень много детей приходит с СДВГ (дефицит внимания и гиперактивность), много родителей отправляем с детьми к неврологу, хирургу. Мы убеждены в том, что только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека, как писал великий русский педагог В.А. Сухомлинский.
У нас сфера искусства, а не спорт. Нам не надо быстрее, выше, сильнее. Просто сам родитель должен понимать уровень развития своего ребенка и не завышать к нему требований: например, обязательно стоять в первой линии.
Отдельно хочется сказать о наших взрослых ученицах. Наши танцующие мамы, которые несколько лет просили открыть танцевальную группу для них, активно занимаются. И это не фитнес, а полноценное погружение в танцевальную среду, с постановками номеров, пошивом костюмов и конкурсным участием.
— А мальчики к вам приходят, вы их берете?
— Да, мальчики у нас занимаются, и мы активно приглашаем их на занятия! В программе работы с мальчиками мы сочетаем физическую подготовку, акробатику и хореографию и мы видим отличные результаты в их развитии. В этом году совместный с девочками номер «Едет, едет, не доедет!» на конкурсе в Казани стал лауреатам второй степени. В планах освоить казачий танец – будем обучать ребят фланкировке с саблями.
— Что дают детям занятия хореографией?
— Аристотель сказал, что для развития и воспитания ребенка нужно две вещи: гимнастика для тела и музыка для души. А в танце эти две вещи совмещаются. И получается, что хореография — это система воспитания. Т.е. мы развиваем не только физические и хореографические данные детей, а напрямую развиваем личностные качества ребенка. Воспитываем ответственных, сильных духом детей. Как говорится, важна не только форма, но и содержание. В выступлениях бывают и экстремальные ситуации, которые закаляют характер и учат быстро принимать решения в моменте. Вот недавнее 9 Мая, главная сцена города, мальчики вышли на сцену, и в этот момент повалил снег. Им по 7-9 лет, лужи, они скользят, падают, и нужно не расплакаться, встать и продолжить выступление — и все это нужно осознать за секунду.
В процессе обучения детей мы тесно взаимодействуем и с родителями. Своих родителей я прошу позволить ребенку быть самостоятельным и ответственным казалось бы в мелочах и самому собирать себе рюкзак на занятия, иначе он потом даже носки в своем рюкзаке не находит. Такая медвежья услуга получается.
— Насколько важно детям не только учиться танцевать, но и выступать на сцене?
— Сценический опыт очень важен. Занятия в классе развивают волю, трудолюбие и самодисциплину. Выход на сцену дает другое – необходимо собраться, справиться с волнением, быть уверенным и живым. За две минуты номера на сцене нужно показать уровень мастерства и одновременно заинтересовать зрителя. Каждый выход на сцену – это событие. Безусловно, такой опыт пригодится в жизни. Наши девочки из старшей группы выступают в КВН на ведущих ролях. На сцене они в своей «тарелке».
Еще в учебной программе среднего звена есть предмет «композиция и постановка танца». Там дети учатся самостоятельно ставить танцевальные номера. Есть определенные законы, приемы и техники, мы их изучаем. Дети очень любят этот предмет, в нем фантазия и собственная импровизация получают свободу. И это важный момент в развитии ребенка. Дети учатся выражать себя, исчезает стеснение и зажатость, начинает работать творческая мысль. Такая танцетерапия есть в нашей программе.
— Вы отдали бы своих детей в «Сказку»? В чем преимущества вашего театра танца?
— Конечно. Мой сын занимается в Сказке. Вектор нашей работы — это любовь.
У нас прекрасная команда опытных педагогов, свой костюмер, администратор. Занятия у нас проходят под живой аккомпанемент, есть открытые уроки для родителей, мы проводим сольные концерты. У нас разработана авторская программа обучения «Маленькие шаги в большой мир искусства», куда входит развитие хореографических данных, ритмика, гимнастика, акробатика, актерское мастерство, детская сюжетная хореография, классический, народный и историко-бытовой танец, джаз, модерн и импровизация. Созданы все условия для гармоничного развития ребенка.
Мне недавно одна мама написала, что я волшебница, которая делает счастливыми сотни людей. И на это я могу ответить только цитатой из книги Тома ДеМарко «Deadline. Роман об управлении проектами». В книге идет речь о руководителях проектов, но я считаю, что это переносимо на педагогов и учителей: «Если вдуматься, для руководства проектом голова вообще не больно-то нужна. Больше всего нужны нутро, сердце и душа. Настоящий руководитель чувствует ситуацию нутром, управляет людьми исключительно сердцем и может вдохнуть живую душу в проект, команду или всю организацию. Люди всегда идут за сердцем, а не за головой. Они не будут с вами просто потому, что вы невероятно умны, или потому, что вы всегда принимаете правильные решения. Они идут за вами, потому что любят вас».
А я люблю и живу своей Сказкой.
— Присоединиться к вам можно уже только в новом учебном году?
— Прием детей на новый учебный год уже открыт! С 1 июня у нас будет пробный месяц занятий. Это хорошая возможность познакомиться с нами. Я всегда родителям рекомендую прийти на пробные занятия. Тогда в сентябре ребенок придет уже без стресса на занятия, потому что все ему будет уже знакомо. В детском парке традиционно 1 июня проходят концерты творческих коллективов города. Мы тоже всегда участвуем в этом мероприятии. Так что всех ждем, приходите, чтобы стать частью нашей сказочной семьи.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героини