Человек за кадром

Екатерина Ленёва стала победителем на Международном кинофестивале «Мечта»

Участница проекта «Киномолодость» СИБУРа 17-летняя режиссер Екатерина Ленёва из города Кстово стала победителем на Международном кинофестивале «Мечта», прошедшем в Москве. Ее картина «Федька Купленный» заняла первое место и получила Гран-при за победу. Екатерина получила сертификат на обучение в мастерской режиссуры одной из киношкол Москвы.
Международный кинофестиваль короткометражных фильмов «Мечта» проходил с 3 по 7 августа. В номинации «Режиссеры до 18 лет» было представлено 47 работ, среди которых две — от участников проекта «Киномолодость» из города Кстово Нижегородской области. В 2021 году в городе прошел первый кинолагерь для детей и подростков, организованный компанией МЕМ.Медиа при поддержке программы социальных инвестиций «СИБУРа» «Формула хороших дел». В рамках проекта участники прошли курс по съемкам фильмов: от сценария до монтажа — и по итогам выпустили свои работы.

— Катя, вы вернулись с фестиваля «Мечта» не то чтобы победителем — безоговорочным лидером. Расскажите поподробнее об этом.

— Я ехала на фестиваль, не ожидая ничего, ни поражения, ни победы, то, что я попала в шорт-лист, уже было достижением для меня. Фестиваль был первый в моей жизни и это большие эмоции. Я испытывала страх, страх от неизвестности, волнение. Друзья, которые были в Москве и пришли поддержать меня, увидели, как у меня тряслись руки, когда я забирала подарки. Это было весело, когда увидела себя со стороны, а в моменте это было очень страшно.

На фестивале я посмотрела девять замечательных фильмов с большим

смыслом, но, наверное, «Федька купленный» выиграл, потому что в нем присутствует добро. Это то, чего не хватает сейчас людям — доброты, смеха, даже наивности какой-то.

— Как вы попали в «Киномолодость»? Наверное, туда не всех брали?

— Попала случайно, но думаю о том, что случайности не случайны. Ссылку на этот проект мне дал мой друг, которого я случайно нашла, когда снимала фильм, который я сделала сама. Я была одновременно и режиссером, и оператором, и сценаристом, это было очень сложно, и получилась очень корявая работа, но она навсегда в моем сердце.

Главной задачей для отбора на «Киномолодость» было ответить на вопросы: какой фильм ты хочешь снять, почему хочешь связать свою жизнь с киноиндустрией. Потом оставалось только ждать — придет письмо с приглашением или нет. Мне пришло. Было сто с чем-то заявок, прошли 34, а в итоге нас было 25 человек.

— Чем занимались там, чему научились?

— Это были заочные конференции по «Зуму», нас обучали  операторскому, актерскому и сценарному мастерству, режиссуре, звукорежиссуре, монтажу, продюссированию. После каждого урока нам давали домашнее задание, потом была очная встреча, и уже тогда мы со всеми познакомились, нас разделили на команды, и мы снимали кино.

— С кем из звезд удалось поработать?

— Я видела Ярослава Ярушина и Дениса Дорохова, работала я с Денисом. На самом деле это замечательный человек, несмотря на то, что он звезда, и все говорят — о, со звездами так тяжело работать. Я не заметила такого. Наверное повлияло то, что мы дети, и он не требовал от нас чего-то большего, чем мы можем. Он был как друг нам. Такого, что он звезда, а мы так… — этого не было.

— О чем ваш фильм, для кого он?

— Это история маленькой девочки, которая верит в волшебство и хочет помочь своей маме найти мужа. Этот фильм подойдет для всех, он раскрывает социальную тему неполноценной семьи, где один родитель. Мы показали происходящее со стороны ребенка, чтобы показать, каким бывает детский мир. Мы хотим, чтобы люди стали верить в волшебство, поверили, что оно бывает.

— Расскажите, как шла работа над фильмом: от идеи до оборудования — интересно всё! Как происходит вся эта магия?

— Идея фильма была основана на реальных событиях. Был такой персонаж как Федька, которого купили за картошку. Мы добавили такого персонажа как Настя — маленькую девочку, чтобы привнести в фильм детскую невинность. Мы сами дети, подростки, и хотели показать, как это видим мы. Это забавно и мило. Все оборудование нам предоставила «Киномолодость», мы просто делали свою работу, и действовали как слаженный механизм.

Мы снимали в Зименках на рынке. Съемки шли три дня. Скажу, что это было весело, это на самом деле магия, тебе хочется еще и еще. Ты погружаешься полностью в проект, который создаешь. Все продумывали до мельчайших моментов. Мне как режиссеру нужно было понимать, почему мама такая уставшая — потому что она целыми днями работает, почему Настя такая веселая — потому что мама ограждает ее от реальности, которая есть, она хочет, чтобы ребенок был ребенком.

Я как режиссер давала задачу каждому, сценарий ведь нужен не только актерам, он нужен и оператору. Именно режиссер говорит, что нужно сделать. Например, я хочу, чтобы сейчас был контровой свет, чтобы солнце не мешало, или я хочу блики. То есть это не то, что ты говоришь — камера, мотор, начали — и все делают что хотят. Нет, ты даешь задачу всем, звукорежиссеру тоже, актерам конечно же, массовке на площадке. Ты должен  поговорить с каждым человеком на съемочной площадке, поэтому режиссер — это очень трудная работа.

Бывало ли такое, когда пересматриваешь несколько раз свою работу, мелькала мысль: «А вот это я бы сейчас сняла иначе»?

Такого не было. Наш фильм он сам тек, кадр к другому кадру прилеплялся.  Иногда бывает такое, что кадры не сходятся, и ты вытягиваешь с помощью монтажа, перебивок всяких, а у нас он  сам плавно перетекал из одного кадра в другой. Была целостная картина. Это то, чего я хотела, что видела еще на этапе разработки сценария.

— Насколько важно режиссеру самому обладать актерскими способностями?

— Это важно, режиссер должен понимать, что он требует от актера. Нельзя просто заставить человека плакать, ты должен объяснить, зачем это нужно. У каждой эмоции есть своя внутренняя причина, и режиссер, если не знает азов в актерском мастерстве, он не поймет, как объяснить актеру, что делать. А без этой связи можно сделать сто дублей, и ничего не получить.

— Есть фильмы, которые вы чаще всего пересматриваете, на которые ориентируетесь?

— Это очень сложный вопрос. Если ты пересматриваешь фильм — он шикарный, но сейчас не могу вспомнить фильм, который хотела бы пересмотреть. Наверное, картины режиссера Тима Бёртона я бы пересматривала, именно на него хочу равняться, у него свой стиль, свое видение. Его фильмы сложные, иногда непонятные, но хочется вместе с героями плакать и смеяться, и проживать это много-много раз.

Как вы думаете, в чем проблема современного кино? Почему российское кино принято ругать, а зрители предпочитают ходить на зарубежные фильмы?

— Проблема в том, что современное кино слишком вседозволенное, в нем нет ничего такого, за что можно зацепиться, сейчас очень многое опошляют. Нет хорошего сценария. Есть такая цитата: «Плохой режиссер может снять хорошее кино по гениальному сценарию, но хороший режиссер не снимет гениального кино по плохому сценарию». Очень мало хороших сценаристов.

В российском кино принято воровать зарубежные идеи — в этом вся проблема, они пытаются копировать запад, кто-то может не согласиться, но это так. Конечно, какое-то росийское кино хорошее, но это один из тысячи. Поэтому и идут смотреть запад — там качественнее и интереснее.

— Какое кино мечтаете снять?

Наверное, если я начала с доброго фильма, то и дальше нужно идти с этой идеей, чтобы вносить в наш мир что-то новое и доброе.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

P.S. Пока фильм на фестивалях, увидеть его нельзя, а вот трейлер, правда, очень короткий — вполне. Для этого пройдите по ссылке: https://youtu.be/hbp3KWqZEcE

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кстово.ру
люди города Кстово