Обращение почётных граждан Кстовского муниципального округа
Уважаемые Глеб Сергеевич и Евгений Борисович!
Реформа местного самоуправления, контуры которой были определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», началась с резкого увеличения числа муниципальных образований с целью приближения принятия управленческих решений к населению, его реального вовлечения в решение вопросов местного значения. Если на момент принятия данного закона в России действовало 12 497 муниципальных образований, то в 2009 году их стало уже 24 161.
Однако за последние годы в ряде регионов России сложилась тенденция резкого сокращения числа муниципалитетов, что не может не приводить к снижению роли местного самоуправления, а в дальнейшем и к угрозе его ликвидации. К сожалению, в авангарде этого процесса оказалась и Нижегородская область. Так, если в целом по России по состоянию на 1 января 2024 года число муниципальных образований по данным Росстата сократилось до 17 747 или на 26%, то в нашей области – с 662 муниципалитетов до 51, то есть – в 13 раз. Это привело к ликвидации всех сельских и большинства городских поселений, а также тысяч депутатов самых близких к населению представительных органов.
Проведённая в Кстовском районе в 2017-2022 годах ликвидация городского и сельских поселений уже показала свою несостоятельность. Это подтверждают как действующие сегодня на селе чиновники, так и представители различных социальных групп, с которыми нам неоднократно приходилось обсуждать итоги очередной «реформы» местного самоуправления.
И вот теперь в Нижегородской области, в первой и единственной в России хотят объединить административный центр региона с муниципальным округом: Кстовский муниципальный округ Нижегородской области с городским округом город Нижний Новгород.
Многие ошибочно считают, что это происходит по примеру Москвы, площадь которой за счёт Московской области увеличилась в 2,4 раза. Но эта аналогия некорректна, поскольку в отличие от Нижнего Новгорода Москва – субъект Российской Федерации, а не муниципальное образование. В её составе сейчас 146 муниципалитетов, 14 из которых были включены в состав столицы в 2024 году. Кроме того, все эти муниципалитеты не объединены с Москвой, а присоединены к ней из состава Московской области. Поэтому они не утратили статус муниципальных образований, а их жители дополнительно получили московскую прописку, возможность пользоваться всеми дополнительными пенсионными, медицинскими, транспортными и иными льготами и преимуществами, предоставляемыми жителям Москвы.
В отличие от московских муниципальных образований Кстовский округ в предлагаемом варианте прекратит своё существование, а Кстовский район в составе городского округа «город Нижний Новгород» станет «ограниченно дееспособным», потому что почти всё за него будут решать органы МСУ Нижнего Новгорода. В частности, ликвидируются все органы МСУ, а также такие важные институты гражданского общества, как Общественная и Молодёжная палаты. На территории города Кстово могут остаться только территориальные представители каких-то структур администрации Нижнего Новгорода. Да и это мы можем только предполагать, потому что ни население, ни депутатов региональные власти, готовящие законопроект об объединении муниципалитетов, не уведомили о том, каким образом будет осуществляться власть на присоединяемых территориях.
В соответствие с законодательством у Кстовского района не будет возможности иметь бюджет, район лишится права:
— иметь КУМИ и распоряжаться муниципальным имуществом, иметь отдел архитектуры и градостроительства, а также структур, связанных с экологией и туризмом, самостоятельных отделов культуры, спорта и молодёжной политики;
— участия в конкурсах малых городов, так как в них могут принимать участие только города, являющиеся административными центрами муниципальных образований;
— иметь свой герб, флаг и гимн;
— присваивать звания «Почётный гражданин» и «Почётный ветеран», вручать знаки «За заслуги перед Кстовским районом», «Лидер года», «Меценат года», «Почётный гость округа» и прочие награды, поскольку в районах городского округа Нижний Новгород предусмотрены только два вида наград.
В силу лишения самостоятельности кстовчане будут вынуждены прекратить побратимские отношения с четырьмя районами Беларуси, Абхазии и России.
Нельзя забывать и о том, что предполагаемое объединение нарушает основополагающие принципы местного самоуправления, нормативно закреплённые в Федеральном законе № 131-ФЗ. Так, городской округ в законодательстве определён, как «один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов». В составе Казани — 23 населённых пункта, Нижнего Новгорода — 20, Екатеринбурга — 17, Ростова-на-Дону — 5, а в Новосибирске (самом большом в России муниципальном образовании) только сам Новосибирск. И теперь к 20 населённым пунктам городского округа Нижний Новгород предлагается добавить ещё 122 населённых пункта нашего муниципального округа. Сомневаемся, что федеральный законодатель 142 населённых пункта мог считать «несколькими» населёнными пунктами.
Другим важнейшим принципом территориальной организации МСУ является доступность населения до административного центра. Например, расстояние от деревни Ачапное нашего района до Нижнего Новгорода составляет 75 км. Вряд ли об этом думал Президент России В.В. Путин, когда говорил, что «до власти, как центра принятия решений, можно и нужно дотянуться рукой».
При такой отдалённости до центра принятия управленческих решений сложно предполагать участие населения Кстовского округа в решении местных дел. Под сомнением находится возможность не только пешей, но и транспортной доступности до центра для селян многих населённых пунктов, особенно в зимнее время, и для лиц преклонного возраста.
Площадь Кстовского округа в три раза больше площади Нижнего Новгорода с его восемью районами, а сельская территория в 21 раз больше городской, так как площадь города Кстово составляет всего 4,8% территории округа. Почти половина населения округа проживает в сельских населённых пунктах со своим укладом и традициями, и округ имеет развитое сельскохозяйственное производство. Нельзя не учитывать и то, что чем больше муниципальное образование, тем меньше у населения возможностей в решении местных дел, то есть участия в местном самоуправлении. В Москве в настоящее время муниципальные образования насчитывают в среднем 89 тысяч человек. А объединённый городской округ город Нижний Новгород в результате окажется в 15 раз больше московских муниципальных образований.
Надо учитывать и то, что в результате объединения муниципалитетов жителей нашего округа также ожидает:
— рост размера ОСАГО (по данным ЦБ РФ) для жителей города Кстово на треть, для жителей сельской местности на 54%;
— рост размера муниципального тарифа на содержание жилья в многоквартирных домах до утвержденного в Нижнем Новгороде (в соответствии с ЖК РФ), то есть на 67%.
В Кстовском округе в сельской местности сегодня 14 детских учреждений, 17 школ, более 20 амбулаторий, несколько больниц и медпунктов. Из официальных разъяснений Комитета Госдумы по региональной политике и МСУ следует, что при включении сельских населенных пунктов в состав городского округа, где имеется административный центр (столица) субъекта РФ, педагоги лишаются сельских льгот — компенсаций на оплату жилья, отопления и электроэнергии. Медики не смогут получить поддержку по государственным программам развития сельских территорий.
После объединения встанет вопрос целесообразности и законности присутствия в Кстовском округе территориальных и межрайонных отделов налоговой службы, Роспотребнадзора, службы судебных приставов, ФСБ, МЧС, государственного пожарного надзора, следственного управления, иных надзорных и судебных органов. По информации от правоохранительных органов, на территории нынешнего Кстовского округа не будет своего подразделения ГИБДД; сократится численность подразделений МВД, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность.
Практика ранее проводимых административно-территориальных реформ показывает, что не всегда они приводят к повышению эффективности деятельности властных структур и развитию соответствующих территорий.
Так, в 1963 году к Кстовскому району были присоединены Дальнеконстантиновский район и значительная часть Борского района Нижегородской области. Однако менее чем через год эти преобразования были признаны «скороспелыми» и ошибочными и потому полностью отменены. В 1969 году из состава Кстовского района в Нижний Новгород был передан курортный посёлок «Зелёный город». В то время там был поселковый Совет с депутатским корпусом, соответствующей администрацией, отделением милиции. В настоящее время при населении в посёлке более двух тысяч человек и удалённости от Нижнего Новгорода в 24 километра здесь нет представительного органа, работают всего лишь два муниципальных служащих, составляющих сектор координации деятельности территории курортного посёлка «Зелёный город» в администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода и один участковый инспектор. Зато за это время в курортном посёлке ликвидировано несколько Домов отдыха, ранее пользовавшихся популярностью у жителей многих регионов России.
Город Кстово является одним из крупных центров нефтехимии России. На его территории расположен самый крупный в системе «ЛУКОЙЛА» нефтеперерабатывающий завод — «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», предприятие известной компании «СИБУР» и один из крупнейших в России — завод по производству ПВХ «РусВинил», мощности на которых неоднократно пускались с участием В.В. Путина или Д.В. Медведева. Кстовский округ, а ранее – Кстовский район многие десятилетия был самодостаточным муниципалитетом с профицитным бюджетом, систематически входил в число лучших муниципальных образований по результатам социально-экономического развития в регионе. Поэтому нет никаких оснований для объединения его с городским округом город Нижний Новгород.
Представители региональных властей не скрывают, что истинная причина объединения муниципалитетов кроется в желании увеличить число жителей столицы ПФО. По данным СМИ, по численности населения Нижний Новгород с третьего места в РФ перешёл на шестое, уступив пятое место Казани, где в настоящее время население постоянно растет и сегодня составляет на 80 тысяч больше, чем в Нижнем Новгороде. Есть опасения, что Нижний Новгород, снизив свою численность с 1991 года на 230 тысяч человек, при существующей демографической динамике в недалёком будущем даже может утратить статус города-миллионника. Численность Кстовского округа составляет более 120 тысяч жителей и потому в результате объединения Нижний Новгород по численности населения действительно обгонит Казань (1,257 млн. человек). А некоторые депутаты городской Думы Нижнего Новгорода считают, что 15% налога на доходы физических лиц от работников нефтеперерабатывающего завода, «СИБУРа» и «РусВинила» существенно пополнят бюджет Нижнего Новгорода.
Однако решать демографические и финансовые проблемы города Нижнего Новгорода за счет жителей соседнего муниципального округа считаем недопустимым.
Перед публичными слушаниями в Кстовском округе по поводу данного объединения организаторам слушаний поступили письменные отзывы от 1593 жителей с отрицательным мнением об объединении. Более 150 жителей округа выступили с открытым письмом к Законодательному собранию с просьбой отклонить готовящийся соответствующий закон Нижегородской области. В Кстовском округе по результатам публичных слушаний по поводу объединения эту инициативу поддержали менее половины от 395 участников публичных слушаний.
Не учтены на публичных слушаниях и предполагаемые изменения административно-территориального устройства Кстовского района. При вхождении в городской округ «город Нижний Новгород» будет утрачен статус района области, закреплённый в статье 10 Закона Нижегородской области «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области». А в соответствии с Законом Нижегородской области № 58-З от 5 мая 2016 года «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области» «изменение вида административно-территориального образования осуществляется законом области в соответствии с настоящим Законом с согласия населения, выраженного представительным органом муниципального образования по результатам публичных слушаний».
Однако данный вопрос не выносился на публичные слушания и не рассматривался депутатами Совета депутатов Кстовского муниципального округа. Полагаем, что в том числе и по этой причине сегодня не может быть принят закон об объединении данных муниципальных образований.
В связи с вышеизложенными фактами нецелесообразности данного объединения, возникающими противоречиями закреплённым в законодательстве основополагающим принципам организации местного самоуправления, а также с учётом реального волеизъявления населения нашего Кстовского муниципального округа, просим:
Не принимать Закон Нижегородской области об объединении муниципальных образований «Городской округ город Нижний Новгород» и «Кстовский муниципальный округ».
Одновременно информируем, что нами направлено письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину Вячеславу Викторовичу с просьбой обратить внимание на ситуацию с объединением муниципальных образований в Нижегородской области и с рядом конкретных предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
08 февраля 2025 г.
Почетные граждане Кстовского муниципального округа:
Павлов Владимир Николаевич — кандидат юридических наук, доцент, председатель Земского собрания Кстовского района (2006-2010), заместитель председателя Земского собрания (2001-2005), председатель общественной палаты Кстовского района (2017-2022), председатель Президиума Ассоциации муниципальных палат Нижегородской области.
Герасимов Николай Николаевич, заместитель председателя Совета депутатов Кстовского округа, председатель комиссии по местным органам власти и соблюдению законности Совета депутатов Кстовского округа (по н.в.), депутат Земского собрания Кстовского района (2000-2022).
Лебедев Юрий Николаевич, глава администрации Кстовского района (2001-2006), депутат Законодательного собрания Нижегородской области (1998-2002).
Лобанов Александр Васильевич, председатель Земского собрания Кстовского района (2001-2005), первый заместитель главы администрации Кстовского района (2000-2001). Секретарь политсовета ВВП «Единая Россия» в Кстовском районе, член Нижегородского регионального политсовета ВВП «Единая Россия».
Ширяев Валентин Анатольевича, председатель Кстовского городского исполкома Совета народных депутатов (1989-1990). Заслуженный строитель Российской Федерации.
Гашкова Светлана Николаевна, заведующая Кстовским городским отделом народного образования (1986-1990). Председатель совета директоров образовательных учреждений Кстовского района (2003-2012). Являлась председателем Кстовской территориальной избирательной комиссии, членом областной избирательной комиссии.
Наумова Тамара Ивановна, секретарь Кстовского горисполкома (1985-1990), секретарь Кстовского горкома КПСС (1972-1985), начальник Кстовского почтамта (1993-2007).
Голубева Людмила Витальевна, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, являлась депутатом Земского собрания Кстовского района, председателем Совета директоров Профсоюзных Дворцов культуры Нижегородской области, членом президиума Международной ассоциации культуры, туризма и спорта. Пушкарская Тамара Ивановна, начальник отдела труда и защиты населения администрации Кстовского района (1991-2003), председатель территориальной избирательной комиссии Кстовского района (1991-2011).
Фирсов Анатолий Николаевич, заместитель главы администрации Кстовского муниципального района (2001-2006), заместитель начальника ГУВД Кстовского района (1986-1990).
Нагишин Николай Васильевич, — глава администрации Слободского сельсовета Кстовского района (до 2022), председатель исполкома Слободского сельсовета Кстовского района (1983-1991).
Жуков Федор Николаевич, — глава администрации Афонинского сельсовета Кстовского района (2007-2010), глава МСУ Афонинского сельсовета (2011-2016). Депутат городской Думы г. Кстово I созыва, депутат Земского собрания IV созыва.
Вершинин Валерий Александрович, председатель Общественного совета при ОМВД России по Кстовскому району с 2013 по н.в.), депутат городского Совета депутатов (1989-1993), депутат Земского собрания III и IV созывов, депутат городской Думы I созыва, депутат Ройкинского сельского совета (2011- 2015).
Голуб Эсмеральда Сергеевна, депутат Земского собрания Кстовского района (1997-2010), главврач Кстовской центральной районной больницы (1997-2010).
Батракова Аза Константиновна, руководитель Кстовского районного совете ветеранов педагогического труда (2003-2012), директор школы № 7 г. Кстово (1972-2003).
Кузнецов Геннадий Николаевич, Заслуженный работник культуры РФ, член Российского авторского общества самодеятельных композиторов. Салов Александр Константинович, генеральный директор АО «Кстовский хлеб» (1988-2019). Заслуженный работник пищевой индустрии России.
Шуняев Константин Васильевич, член президиума Кстовской районной организации ветеранов, заместитель председателя правления Кстовского отделения «Российского союза ветеранов Афганистана».
Лоповок Сергей Ефимович, депутат городской думы г. Кстово I созыва, шестикратный чемпион мира по борьбе самбо, заслуженные тренер РФ, заслуженный мастер спорта РФ.
Медведев Станислав Георгиевич, — член совета директоров Кстовского района, директор Чернышихинской средней школы Кстовского района (1985-2011), почетный работник образования.
Кардашин Олег Васильевич, член правления Кстовской районной организации «Союз ветеранов Афганистрана».
Балюк Юрий Васильевич, директор МУП «Водоканал» Кстовского района (1992-2015), Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства.
Кутузов Лев Владимирович, депутат городской думы г. Кстово I созыва, учредитель и руководитель детского туристического клуба «Спутник» (1990 — н.в.).
Желтова Татьяна Викторовна, — заведующая гинекологическим отделением Кстовской центральной районной больницы (1991-2010), Отличник здравоохранения.
Мухин Александр Иванович, — главный врач Кстовской стоматологической поликлиники (с 2000).