Юная кстовчанка была признана лучшей в номинации «Народный костюм».

Екатерина Андреева стала победительницей Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» в номинации «Народный костюм».
Екатерина занимается бисероплетением (педагог Лариса Евгеньевна Соломина) во Дворце детско-юношеского творчества, на конкурс она представила девичью повязку Нижегородской губернии.
Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций» собрал более 140 тысяч участников из 75 регионов России и из Белоруссии. Мероприятие проводит Минпросвещения России. В 2024 году фестиваль состоялся в девятый раз.
Фестиваль направлен на развитие творческих способностей детей и подростков в области народной культуры, изучение народных ремесел и фольклора, популяризацию русского языка и знаний об истоках и традициях народного творчества и их прикладных аспектах в современной жизни.

«Я занимаюсь в кружке бисероплетения восьмой год, и за это время я изучила множество различных техник плетения и вышивки бисером, — рассказала Екатерина. — Мне захотелось применить свои знания и умения, создав что-то интересное, значимое и красивое. В прошлом году мой педагог предложила мне изучить Нижегородский девичий костюм, вернее, элементы костюма, выполненные из бисера и жемчуга, чтобы потом изготовить авторские копии.
Лариса Евгеньевна рассказала, что в селе Безводном сохранился Троицкий девичий костюм, который исследователи выделяют как отдельный яркий вид костюма Нижегородской губернии.
Троица в Безводном — очень важный престольный праздник. Когда-то троицу праздновали целую неделю с гуляньями, играми, кругами-хороводами в лучших костюмах и шелковых сарафанах. Жители села были людьми зажиточными, не скупились на наряды для своих дочек. Праздничные сарафаны шились из дорогих шелковых тканей. Девичий и женский головные уборы были необычайно богато украшены, стоили очень дорого и передавались из поколения в поколение.
Во время исследования мы посетили музей воскресной школы села, изучили и изготовили безводнинское украшение – ожерелье. Там-то я и увидела головной убор под названием «девичья повязка», который поразил меня своей красотой, и в этом году я решила его изготовить.
Мы изучили девичьи повязки, которые носили в Нижегородской губернии в 18-19 веках.
В итоге я выбрала для копирования образец с лучистым узором вышивки. При изготовлении повязки я придерживалась технологии, подробно описанной в журнале «Чудесные мгновения», который посвящен Троицкому девичьему костюму села Безводное. Сначала я вышивала узор в технике сажение по бели — эта работа заняла у меня несколько месяцев, затем проклеила изнанку вышивки и вырезала готовый узор, после этого я пришила вышивку к голуну, затем проклеила с изнанки хлопковую ткань, по бокам вшила шелковые ленты и украсила их золотой бахромой. В последнюю очередь я сплела сетку-поднизь, закрепив ее по нижней части повязки.
До 30-х годов прошлого столетия в Безводном еще отмечали Троицу, а потом храм закрыли, церковные праздники запретили. Так бы и забылись местные традиции празднования Троицы — Троицкие круги, но тут приключилось нечто удивительное в истории Безводного. В 2002 году в село приехали из Москвы участники центра «Русские начала» и фольклорной студии «Поварская слобода». Они собрали воспоминания старожилов о праздновании Троицы и Троицких кругах, записали местные песни и восстановили традиционный костюм села.
Через год москвичи снова приехали в село, привезли сшитые костюмы, разучили песни и возродили традицию Троицких кругов.
Мы с ребятами из нашего кружка тоже ежегодно принимаем участие в Троицких кругах, изучаем народные игры и традиции праздника. Теперь пришла наша очередь сохранять традиции родного края».
Подготовила Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива Е. Андреевой