Александр Сухарев: «Есть способ борьбы с неприятным запахом»

Ситуация с неприятным запахом от обжарки кофейных зерен с территории фабрики «Гранд-НН» не улучшается. По словам депутата гордумы Александра Сухарева, ситуация даже ухудшается. Почему так происходит, и что можно предпринять для улучшения ситуации, мы спросили у самого Александра Сухарева.

— Александр Владимирович, Вы говорите об ухудшении ситуации с неприятным запахом от кофейной фабрики? С чем это связано?

Действительно, после моего последнего обращения к губернатору Нижегородской области по поводу удушливых выбросов с предприятия «Гранд-НН» ситуация продолжает ухудшаться. Причина тому – увеличение объемов обжарки кофейных зерен. Социальная напряженность в связи с этим только возрастает. Ответы надзорных органов сводятся к тому, что предельные концентрации вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и  заявленных в проекте санитарной защитной зоны предприятия, в норме. И якобы нет оснований для привлечения производителя кофейных продуктов к ответственности.

— Но если предельно-допустимые концентрации выбросов не превышены, то действительно не за что привлекать производителя кофейный продуктов.

— Изложу свое видение ситуации и вариант решения проблемы. Смотрите — надзорные органы пытаются найти превышения предельно допустимых  концентраций вредных веществ в воздухе в соответствии с выбросами, заявленными предпринимателем. Контроль за выбросами пытаются осуществлять передвижными  лабораториями. Время проведения  исследований воздуха составляет 30 минут, что подтверждено актами учреждений, проводящих замеры. 

В то же время предприятие по обжарке работает  12-16 часов в сутки. Лаборатории при таком временном диапазоне исследований практически никогда не смогут  дать объективной оценки по выбросам. Процесс  обжарке кофейных зерен состоит не только из цикла обжарки, но и из подготовительных мероприятий. Надзорные органы не знают и не могут знать, когда и в какое время  работают обжарочные печи, являющиеся источниками выбросов. Предположим, предприниматель и проверяющие должностные лица  договорились, что печи работают, замеры воздуха в этот момент  берутся. Кто даст оценку работе оборудования,  насколько оно загружено, кто из «проверяющих» в этом разбирается?

— Согласен. Вряд ли проверяющие являются специалистами кофейного производства.

— Вот именно! Кроме этого,   выбросы  зависят от метеоусловий, качества сырья,  других показателей, о которых мы, возможно, даже не догадываемся. Чтобы получить объективную картину при таких исследованиях, необходимо устанавливать стационарные посты наблюдения.  На этом настаивает  и  Главный  санитарный врач  Нижегородской области  в письме от 27 декабря 2021 года № 52-00-04/03-20970-2021. Дополнительно к этому сообщает, что силами исключительно специалистов Управления решить проблему дурнопахнущих запахов не представляется возможным.

— Сколько  должно быть постов? И «банкет»,то есть, оплата их установки из чьего  бюджета: областного, районного или городского?

— Таких постов надо будет не менее трех. Предприятие расположено так, что зона распространения дурнопахнущих веществ в соответствии с розой ветров всегда, кроме восточного направления ветра, будет накрывать зону жилой застройки. Это потребует   финансовых вложений,  нозачем  вкладывать бюджетные средства в посты, которые нужны для  осуществления контроля за  предпринимателем?  Предприятие по обжарке кофейных зерен  является объектом  негативного влияния  на окружающую среду.  Деятельность таких  производств в стране известна. Что делать с такими предприятиями, всем понятно, включая и самих предпринимателей. Почему органы власти должны искать механизмы понуждения предпринимателя выполнять разумные нормы человеческих коммуникаций за счет средств налогоплательщиков? Это несправедливо!

— Так что же, замкнутый круг? Самого предпринимателя заставить установить посты не получится, власти не должны тратиться на их установку. Какой выход? Получается, ничего нельзя сделать?

— Не спешите с выводами. Что касается контроля дурнопахнущих веществ от ООО «Гранд НН», то  есть не затратный и  эффективный способ исследования воздуха на запахи. Подчеркиваю: не на наличие вредных веществ в воздухе, а именно на запахи. Затраты   на проведение таких исследований со стороны органов власти будут намного меньше по сравнению с затратами, связанными с организацией стационарных постов наблюдения. Все основные  исследования предприниматели  будут проводить за счет своих финансовых средств. Этим предлагаемый вариант кардинально отличается  от варианта Роспотребнадзора.

— Подождите, а разве есть такие исследования – на запахи? Ведь это все индивидуально – у кого-то на запах аллергия и он может даже задыхаться, кто-то его чувствует, но он ему не мешает, а кто-то его даже не заметит. Это как-то не объективно.

— В том-то и дело, что такие исследования есть возможность провести. Запахи в Российской Федерации регламентируются ГОСТом Р58578-2019, Национальным стандартом Российской Федерации. Процедура исследования,  инвентаризация  и определение подходов к нормированию  запахов, как и подбор персонала, требований к оборудованию подробно расписаны в ГОСТе. Это сложный и не быстрый  процесс. Но в то же время  статьей 9 этого ГОСТа предлагается альтернативный способ начального исследования интенсивности  запахов. Суть его проста и заключается в следующем. Формируется экспертная группа (порядок формирования  и требования к кандидатам прописаны в ГОСТе). Кандидаты-эксперты проводят исследование воздуха на запахи в непосредственной близости от работающего производства по обжарке кофейных зерен. Степень негативного  воздействия запаха на органы чувств экспертов  заносятся в таблицу в соответствии с параметрами, определенными национальным стандартом.  По результатам сравнения  параметров, установленных ГОСТом, с фактическими данными, установленными экспертами в ходе исследования, появится возможность установить реальную картину  негативного влияния дурнопахнущих запахов на население.

— И результаты этого «нюхания» будут официальными?

— Естественно. Это же утвержденный ГОСТ. В результате проведенных исследований  у надзорных органов при нынешнем уровне запахов от ООО «Гранд НН»  будут основания для понуждения предпринимателя сделать все необходимые  исследования и инвентаризацию выбросов  дурнопахнущих веществ. Все это предприниматель будет вынужден делать за счет своих средств.

     Результатом  такой  работы будет следующее:

1. Выявлены дурно-пахнущие  вещества от ООО «Гранд НН».

2. Разработка мероприятия по их нейтрализации.

3. Снятие социальной напряженности, связанной с этим производством.

4. Бюджет  не будет нести необоснованной  финансовой нагрузки.

— Уже есть какие-то примеры использования таких альтернативных исследований? Кто должен заниматься такими исследованиями: районные власти, городские или областные?

— До настоящего времени вопросы с запахами в атмосферном воздухе не закреплены на законодательном уровне за конкретными органами власти, поэтому эти полномочия в соответствии с действующим законодательством   могут быть приняты к исполнению  органами местного самоуправления.

На президиуме городской Думы, прошедшим в январе этого года, принято решение о разработке и рассмотрении проекта нормативного правового акта по запахам в феврале 2022 года. Кроме этого, мною подготовлено обращение к губернатору Нижегородской области, где изложены мысли по альтернативному решению вопроса дурнопахнущих запахов от ООО «Гранд НН». В этом обращении я, как депутат, прошу  дать поручения должностным лицам  в случае необходимости оказать  консультационную поддержку  муниципалитету при разработке данного правового акта. Надеюсь, что в феврале Ваша газета уже опубликует нормативный правовой акт по запахам, и все мы вместе сделаем первый шаг по улучшению ситуации, связанной с выбросами от «Гранд-НН».

Беседовал Николай Кондаков, gazeta@3em.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Кстово.ру
люди города Кстово