Сейчас мы очень мало пишем от руки, чаще набираем тексты на клавиатуре или на экране смартфона. Кажется, что вручную в 2022 году мы подписываем разве что документы, да и то не всегда. Недалеким кажется то время, когда ручное письмо станет скорее редкостью и искусством, чем необходимостью. Напоминать об этом искусстве призван День ручного письма (День почерка), который отмечается 23 января. В преддверии праздника мы побывали на занятии каллиграфией в Учебном центре «Интеллект» и узнали, как можно сделать почерк идеальным.
Уроки проходят в творческой студии «Палитра» (руководитель — Ульяна Бойчук), в программу занятий которой включены уроки каллиграфии.
Наблюдая, как ученики старательно выводят буквы, понимаешь, что каллиграфия очень схожа с музыкой, танцем. Дело в том, что, как и в музыке, в каллиграфии очень важен ритм, на нем все построено: ритм черного и белого, широких и тонких линий, букв самой разной формы. Как и в танце, в каллиграфическом письме важны свобода и точность движения, у тебя нет права на ошибку.
После урока мы с Ульяной остаемся в пустом классе, чтобы поговорить о ее пути в мир красивого письма и о том, что этот путь под силу каждому.
— Любовь к рукописному письму, а именно к каллиграфии осознанно началась у меня с нашего Нижегородского художественного училища, — делится моя собеседница. — На 3 и 4 курсах живописного отделения у нас был предмет «Шрифты», на этих занятиях как раз уделялось большое внимание тому, из каких элементов состоят буквы, мы изучали начало и окончания штриха, межбуквенное пространство, какие бывают стили, что в каждую эпоху основной шрифт менялся…. Мы погружались в тончайшие нюансы букв. И благодаря полученным знаниям у меня появилась любовь к каллиграфии пером и тушью и леттерингу.
— Чем отличается каллиграфия от леттеринга?
— Если перевести на русский язык слово леттеринг, то получим такую формулу: «леттер» — это буква, «инг» — это делание. То есть любое делание букв называется леттерингом. Любая работа с буквой называется леттерингом. Например, вышиваем букву или выпекаем ее — это тоже леттеринг. Даже граффити — это тоже леттеринг.
Но леттеринг — это рисование, а каллиграфия — письмо. В каллиграфии мы выбранным инструментом создаем букву за один прием, а в леттеринге мы рисуем сначала очертание буквы, а потом заполняем ее фоном. Очень часто леттеринг имитирует каллиграфию.
— Почему решила ввести в свою программу уроки красивого письма?
— Из любви к прекрасному. Наблюдаю за тем, какой ужасный почерк у наших школьников. Даже если они хорошо рисуют, то письмо оставляет желать лучшего.
На моих занятиях по каллиграфии в Учебном центре «Интеллект» мы не просто пишем прописи, а создаем творческую работу с изюминкой. Еще к тому же каллиграфия — это идеальный вариант арт-терапии, почти медитация, позволяет ребенку выйти из стрессового состояния, избавиться от чувства какой-либо паники, уравновешивает психическое состояние. И, конечно же, прививает важные качества, например, усердие. Каллиграфия учит контролю и расслаблению одновременно.
— Детям начальной школы правописание дается с большим трудом. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Как объяснить им пользу корпения над прописями?
— Мы можем гораздо больше, чем тыкать пальцем на нужную кнопку с буквой и писать печатные буквы. Мне очень режут глаз кадры из фильмов, когда актеры, уже взрослые люди, кое-как держат ручку, карандаш и самое нелепое, когда они просто печатные буквы пишут, это значит, люди уже не умеют писать письменные буквы. Я считаю это откат в глубокое прошлое.
Рукописное письмо — это эволюционный подарок. Почерк — это важная часть индивидуальности. Почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента! Есть даже такая наука — графология, которая помогает определять по почерку человека, насколько развиты у него ум, сила воли, каковы самооценка, эмоциональность и многое другое. Если мы будем писать просто графемы, палочки, не потеряем ли мы все эти качества индивидуальности?
— Какую еще пользу могут принести занятия, кроме как улучшение почерка?
— Занятия каллиграфией способствует повышению качества нейронной сети человека и развитию мелкой моторики, что особенно важно для детей с задержкой развития речи, улучшается память, умение сосредоточиться. Рукописное письмо — это ключ к успешной учебе, хорошей памяти и творческим способностям. Ведь каллиграфия — это техника и творчество одновременно.
— Есть ли у тебя самая любимая каллиграфическая работа?
— Еще нет, пока оттачиваю свои навыки. В каллиграфии ведь как: дрогнула рука или сделал кляксу от туши, и приходится работу переделывать. (Улыбается.) На качество письма влияет даже то, как ты сидишь, осанка должна быть идеальная, как держишь перо пальцами, как дышишь…
Но зато есть любимая работа в леттеринге — в силуэте с крылатым выражением А.П. Чехова.
— Допустим, человек без художественного образования и с совсем плохим почерком решит научиться каллиграфии. С какими сложностями он столкнется?
— Для освоения каллиграфии художественного образования не нужно. Нужна методика к занятиям, начинать от простого и постепенно переходить к более сложному, систематичность и хорошие материалы для каллиграфии: бумага, перо (держатель и железные перья с разной толщиной наконечника), тушь.
— С чего вообще лучше начать обучение красивому письму? Что освоить в первую очередь?
— Найти учителя или школу, сейчас доступны и онлайн, и офлайн.
А так все начинается с подготовки необходимых материалов, хороший материал — это уже 50% успеха! Затем освоить базовые элементы, то из каких элементов состоят буквы, познакомиться с критериями качества письма, с видами письма, как составляется композиция предложения. А после уже вырабатывать свой индивидуальный стиль письма. В общем, надо быть готовым ко многим и многим часам практики. Важно, чтобы результат нравился вам самим, а процесс доставлял удовольствие.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героини