В Нижегородском государственном художественном музее 13 мая состоялось торжественное награждение победителей и призеров регионального конкурса детского пейзажного рисунка «Пейзажи родного края».
Василиса Бойчук заняла в нем первое место в возрастной категории 11-14 лет. Василиса — воспитанница творческой студии «Палитра» Учебного центра «Интеллект» (педагог Ульяна Евгеньевна Бойчук).
В конкурсе приняли участие более 12 тысяч детей от 5 до 18 лет из более чем 640 общеобразовательных школ, детских садов, организаций дополнительного образования, школ искусств Нижегородской области.
Конкурс проводился Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в четвертый раз по инициативе народного художника России Владимира Никонова. А для победителей он даже создал специальные медали.
Работы лауреатов, финалистов и участников конкурса будут экспонироваться в залах Нижегородского государственного художественного музея с 13 мая до 22 мая.
До этого о художнице Василисе Бойчук не писала пресса, не было выставок ее работ — рисовала себе картины, при взгляде на которые можно подумать, что их написал зрелый акварелист. При награждении художник Никонов отметил, как по взрослому передана световоздушная перспектива у Василисы. Откуда у юной девушки это?
— Мы вообще не рассчитывали, что я что-то займу на этом конкурсе, просто отправили картину, — рассказала Василиса. — Это я рисовала летом в деревне, рядом с поселком Волжский, там очень много красивых мест, полей. Одна из картин получилась очень удачной, и мы ее решили отправить на конкурс. Спасибо большое моей маме, без нее всего бы этого не было, без нее я возможно даже не знала бы, что рисовать могу. Она большой вклад в это внесла.
— Выбор творческого пути кажется вполне закономерным, ведь у тебя мама — художник. Как научилась рисовать?
— Я просто рисовала, как все дети. А потом лет с десяти по-настоящему начало получаться рисовать. Целенаправленно в студии «Палитра» я стала заниматься только с этого года, до этого исключительно дома рисовала и ходила с мамой на этюды.
Единственное, что мне вообще не дается — это портреты, а вообще мне интересно создавать пейзажи акварелью. Их мне проще писать, а, например, натюрморты очень сложно мне даются. Тяжело строить формы.
Был момент, я очень увлекалась скетчингом. Дома лежит штук 15 альбомов, забитых скетчами, но сейчас интерес к ним прошел.
— Некоторые обыватели говорят: зачем рисовать, когда можно взять фотоаппарат, а сейчас телефон, нажать на кнопку и вот она — картинка готова. Что скажете в защиту живописи?
— Я пока не встречала таких людей. Гораздо интереснее смотреть на работу, которую человек создал своими руками, вложил в нее частичку себя, свой ум и характер. Сфотографировать на смартфон место может, по сути, каждый, а нарисовать так, чтобы было интересно рассматривать не только нарисованное изображение, но и то, в какой технике оно написано, манера письма художника, цветовое сочетание. Художник может в своей работе домыслить — добавить что-то, а ненужное убрать, а фотограф этого сделать не может, так как фотоаппарат фиксирует то, что есть.
Я как человек, которого в детстве часто водили в музеи, могу сказать, что были в собраниях такие картины, которых я боялась — настолько они выглядели реалистично, казалось, что изображение вот-вот оживет. Не каждая фотография способна так передавать действительность, все же у цифры есть ограничения. А вообще фотография и живопись — разные виды искусства. Никто ни с кем не соревнуется. При появлении кинотеатров театры же не исчезли. Появился интернет, но книги тоже никуда из нашей жизни не исчезли. Так и фотография прекрасно может соседствовать с живописью, а не подменять друг друга.
— Образование для художника важно или это, наоборот, ставит в рамки и как-то ограничивает?
— Важно научиться правильно строить, рисовать, освоить технику живописи. Год занятий в студии дал мне базу для развития, возможность попробовать разные техники и направления, которые помогли мне почувствовать живопись. У меня в голове появился набор инструментов, которыми я могу свободно пользоваться. Раньше я вообще не пыталась все выстраивать по формам, просто срисовывала картины, рисовала интуитивно. Так что да, образование важно. Да и продуктивность картины зависит от интеллекта человека, который рисует.
— Если бы тебя попросили нарисовать вдохновение, какой образ ты бы придумала?
— Вдохновение для меня — это почти всегда природа, почти всегда леса. Погода облачная после дождя, пасмурно. В такие дни особенно остро чувствуешь красоту окружающего мира.
— Есть у тебя какие-то еще увлечения помимо рисования?
— Очень много! Я занимаюсь спортом, раньше училась в музыкальной школе, сейчас бисероплетением начала заниматься, лепкой из глины и пластилина, много всего. Многое просто дополняет занятия живописью. Я захожу на «Пинтерест» — это что-то вроде всемирного каталога идей, социальная сеть для творческих людей — нахожу какую-то идею, мне становится интересно, и я погружаюсь в тему.
— Нет ощущения, что детство проходит мимо из-за такой загруженности?
— Наоборот, гораздо интереснее разнообразить свое мышление и кругозор, чем заниматься чем-то одним или не заниматься ничем вовсе.
— Нужно ли заниматься рисованием, если нет особых талантов и перспектив стать настоящим художником?
— Часто встречаю людей, которые говорят — ты так круто рисуешь, а у меня вообще не получается. Но если тебе нравится рисовать — ты будешь рисовать в любом случае. Если бы у меня не было таланта, если бы я не выигрывала в конкурсах, я бы все равно рисовала, потому что это интересно, красиво, и все равно со временем придет опыт, и ты будешь рисовать лучше, чем мог. Вкус развивается, мышление совершенно меняется. Занятия живописью учат замечать красоту вокруг.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героини