Восьмого декабря отмечается творческий праздник — День художника. К этому событию имеют отношение не только профессиональные художники, но и все любители живописи.
Первые шаги в искусстве даются проще, когда тебе помогает уже состоявшийся художник и опытный преподаватель. Такой, который научит не только писать, но и видеть. Который не зажмет индивидуальный талант в академических ежовых рукавицах, но и не отправит в вольное плаванье под флагом «я-художник-я-так-вижу».
Такую миссию взяла на себя Ирина Масленникова — руководитель изостудии ЦНК «Берегиня», художник-преподаватель. Мы поговорили с Ириной Анатольевной о художественном образовании, вдохновении и занятиях живописью для души.
— Ирина, ваш выбор творческого пути кажется вполне закономерным, ведь вы из семьи художников. Как научились рисовать? Как поняли, что это — ваше?
— Рисовать я стала с раннего детства. Когда меня спрашивали, кем я хочу стать, я говорила, не задумываясь, что художником. В четвертом классе поступила в художественную школу. В 1987 году мой папа — Анатолий Николаевич Разин организовал изостудию. После окончания художественной школы я, естественно, пришла к папе в изостудию. Атмосфера тогда в изостудии была очень теплая, творческая. Я часто вспоминаю именно те года, потому что именно тогда я полюбила масляную живопись.
— Что вам нравится писать больше всего?
— Больше всего я люблю писать пейзажи. Жалко, что в последнее время удается писать все реже, очень большая загрузка на работе. Еще я занимаюсь росписью.
— Некоторые обыватели говорят: зачем рисовать, когда можно взять фотоаппарат, а сейчас телефон, нажать на кнопку и вот она — картинка готова. Что скажете в защиту живописи?
— Чем же отличается картина от фотографии? Художник не копирует натуру, а создает свой образ, что-то оставляя, что-то исключая из своего творения. С помощью художественных материалов он создает свой, неповторимый мир.
— Образование для художника — необходимость или нет? Может ли художественное образование ограничивать свободу и ставить человека в рамки, которых до этого не существовало?
— Я считаю, что образование для творческого человека — необязательно. Ведь для того, чтобы заняться изобразительным творчеством, нужно, прежде всего, желание. Сколько прекрасных картин написано художниками-примитивистами. У каждого из них свой, неповторимый стиль.
— Когда к вам впервые приходит ученик, который ни разу не рисовал, чему вы его учите в первую очередь?
— Я своим самым маленьким (пять лет) ученикам начинаю сначала прививать аккуратность и, конечно же, развивать моторику рук. А далее, когда ребята переходят в младшую группу, начинаем изучать основы композиции, цветоведение. С каждым годом занятий в нашей изостудии задачи усложняются.
— Художник иначе видит окружающий мир? И можно ли научиться этому особому видению?
— Художник видит мир иначе, с множеством деталей, которые не замечают другие люди и в моих работах, они передают всю красоту увиденного. Если человек начинает заниматься изобразительным творчеством, он начинает замечать любые нюансы: цвет, свет, форму, фактуру, пространство и так далее.
— Вообще рисовать/писать можно научить любого? Тут важен талант или работа-работа-работа?
— Талант очень важен в изобразительном творчестве, но рисовать можно научить всех, у кого есть огромное желание и цель. Я считаю, что когда человек творит (даже не создавая шедевры), он получает кучу положительных эмоций от самого процесса, он отключается от бытовых проблем, ведь недаром психологи используют на своих сеансах техники рисования.
— Что искусство может дать человеку, никак не связанному с этой сферой? Важно ли ходить на выставки, учиться рисовать для себя, не планируя стать художником?
— Сейчас много, на мой взгляд, профессий, связанных с изобразительным творчеством, ведь на занятиях в изостудии ребята осваивают и цветоведение, развивают визуальное мышление и свою уникальность. А в любой профессионал ценится креативность.
— Художник вкладывает частичку души в каждую работу, в каждого ученика. Не боитесь себя растратить, перегореть? Знаете, чем пополнять душевную сокровищницу?
— В моей жизни бывали и бывают разные периоды: и взлеты, и падения. Один раз я не писала полгода, не было ни вдохновения, ни желания. Сейчас я понимаю, что нужно правильно распределить свои силы. Очень помогает творчество после напряженного рабочего дня, а еще изучение чего-то нового. Сейчас я осваиваю роспись двойным мазком.
— Если бы вас попросили нарисовать вдохновение, какой образ вы бы придумали?
— Образ вдохновения — это синяя птица с большими, красивыми крыльями, которая укутывает тебя этими крыльями, и ты начинаешь творить.
— Дайте совет тем, кто тоже хочет взять в руки кисти и краски, но не решается.
— Возьмите лист, краски, карандаши, любые материалы, и начните создавать картину для себя, получая эстетическое удовольствие от процесса и результата.
Беседовала Светлана Мальцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героини