«Я наблюдатель и созерцатель»

Ольга Александрова, фотограф-любитель, по профессии врач-бактериолог.

В начале февраля в Центре народной культуры «Берегиня» открылась фотовыставка Ольги Александровой «Проказы матушки зимы».

Ольга — фотограф-любитель, по профессии врач-бактериолог. На выставке представлена небольшая часть коллекции зимних сюжетов за последние полтора десятка лет. Каждый кадр — уникальный взгляд автора на красоту российских просторов.

— Ольга, как появилась экспозиция «Проказы матушки зимы»? Расскажите, пожалуйста, о коллекции снимков, представленных на выставке, какая идея их объединила, как долго работали над снимками?

— Зимняя тема меня увлекает и завораживает с детства. Всегда хотела сначала нарисовать, потом сфотографировать искрящийся снег, кристаллы инея, снежинки. И вот однажды году в 2007, когда уже появились цифровые фотоаппараты и стало можно делать хоть тысячу кадров в поисках желаемого эффекта, у меня получилось сфотографировать замороженное окно и храм за окном. С тех пор прошли годы, многие научились делать такие фотографии, удачно подобрав режим. Тогда это было еще в диковинку, фотография моя не раз побеждала на конкурсах, участвовала в коллективных выставках. Коллекция морозных узоров стала постепенно увеличиваться. И несколько последних морозных зим удачно ее пополнили.

— Есть ли у вас любимые кадры (или серии снимков) и связанные с ними истории?

— Почти с каждым кадром связана маленькая история, потому что такая диковинная красота встречается не часто и порой в самых неожиданных местах. Например, пышные перья инея, как боа танцовщицы кабаре, были обнаружены мной над местом аварии в системе отопления в одном из городов Нижегородской области, кажется, в 2009 году. Был очень сильный мороз, трубы лопнули, кипяток хлещет, клубы пара, ничего не видно, а я стою и снимаю иней. Приехали какие-то ремонтные службы, напугались, что я репортер и сейчас напишу жалобу в администрацию, никак не могли поверить, что я снимаю иней.
А еще однажды в начале зимы в конце 90-х я увидела на Горе-море хрустальные розочки! Так бывает, когда сильный мороз стоит долго, а снега все нет и нет. Реки и озера замерзают, а на поверхности появляются кристаллы инея в виде удивительных цветочков. Тогда у меня не оказалось фотоаппарата, я ждала новой встречи с такими «розочками» более 20 лет. И дождалась! Они появились снова в 2020 году. И они есть среди моих вставочных работ.

«Почти с каждым кадром связана маленькая история, потому что такая диковинная красота встречается не часто и порой в самых неожиданных местах».

— В какой момент в вашей жизни появилась фотография? И когда вы поняли, что будете заниматься этим серьезно?

— Фотография со мной с детства. Фотографировали и папа, и бабушка. Почему в комнате красный фонарь и как пахнет проявитель, я знала едва ли не с рождения. Классе в шестом папа хитростью увлек меня этой магией, и я стала фотографировать на черно-белую пленку. Сначала одноклассников, потом однокурсников. Но при этом фотография имела для меня какой-то утилитарный, бытовой смысл, а я мечтала стать художником. И что фотоаппарат как-то может помочь реализовать мои творческие задачи, я даже не задумывалась! Я искала цвет. В школьные годы мне нравился рассветы и закаты, мне нравились радужные искры искрящегося снега, я пыталась это писать красками. Стоит ли говорить, что с изображением снега почему-то были самые большие сложности… О серьезности своих занятий я не думаю и сейчас. Просто так же, как в детстве, я хочу показать что-то быстротечное, мимолетное, очень красивое, что иногда не описать словами. Не скрою, получается не всегда. Чтобы достичь желаемого, я продолжаю учиться, обновляю фототехнику, исследую возможности естественного и искусственного света и не останавливаюсь в своем творческом развитии.

— Вы видите мир немного иначе, чем другие. Можно ли научиться видеть кадр? Научиться вдохновению или фантазии?

— Да, конечно же, учиться нужно всему и всегда, будь то чтение или пение. И этот процесс обучения непрерывен. Прекрасно, что есть люди, готовые поделиться своими знаниями и опытом не только с подрастающим поколением, но и со взрослыми, как в центре «Берегиня». А для развития фантазии и раскрытия творческого потенциала важно знакомиться не только с шедеврами мировой художественной культуры, но и с работами современных авторов, и, конечно же, и черпать вдохновение у самой природы. Все самое красивое уже существует в мире, просто нужно хотеть это увидеть.

— Что для вас является критерием хорошей фотографии?

— Трудный и неоднозначный вопрос. Фотографии бывают разные, цели фотографии разные и зрители разные. Если мы о художественной фотографии, то в творчестве вряд ли может быть что-то абсолютное. Если работа тронула чью-то душу, если она интересна для кого-то, если изменила чей-то взгляд на мир и расширила горизонты сознания — она хороша, несмотря ни на что, даже если один человек улыбнулся, это уже большая удача, ведь улыбка целительна. Интересна и важна и бытовая фотография, если можно так сказать. Как может быть плохой единственная сохранившаяся фотография вашего прадедушки, погибшего в первой мировой, даже если это клочок бумаги 2*3 и он почти истлел от времени? Он ценен и прекрасен. Как узнаем мы о жизни наших родственников в прошлом и позапрошлом веке? Сохраниться ли пара наших кадров для будущих поколений, будет ли интересно им наше селфи? Трудно сказать. Возможно, но совсем не обязательно.

— О чем говорит черно-белая фотография, а о чем цветная?

— И та и другая фотография говорит об одном — о жизни и о любви, о красоте природы и человека, о событиях происходящих в мире. Что выбрать? Живопись или графику? Какими изобразительными средствами достичь максимального воздействия на зрителя? Как выразительней показать красоту? Каждый автор выбирает свой путь.

— На телефон можно сделать хороший кадр? Если да, дайте пару советов, как это сделать.

— Ни для кого не секрет, что от качества фотоаппаратуры многое зависит в фотографии. Большую часть творческих задач можно решить, только используя современный фотоаппарат, хорошую оптику, а часто и профессиональные источники света. У меня есть много знакомых фотографов, которые снимают ретро фотоаппаратами, используют пленку и стеклянные пластины, да и у меня на вооружении есть парочка старинных объективов. Это еще одна интересная тема для творчества. И достаточно долго я была уверена, что телефоном ничего интересного снять невозможно. Но один случай изменил мое мнение на этот счет. У меня появился портрет, который сделал мой друг и наставник, талантливый фотограф-портретист. Фотография была сделана телефоном в совершенно не подходящем для фотосессий месте. И этот портрет стал одним из моих любимых, он обо мне. И с того момента я уверена, что не стоит ограничивать себя страхами, что ничего не получится. Нужно непременно пробовать, пробовать разные режимы и приемы, изучить настройки, не забывать о композиции, искать нестандартные точки съемки, видеть красоту в мгновениях и в людях, дарить им положительные эмоции, даже если в ваших руках только телефон. Безусловно, качество камер в телефонах постоянно растет и многие модели телефонов давно уже способны делать картинку не хуже, чем цифровые камеры 20-летней давности. Кстати, и на моей выставке есть одна фотография, сделанная телефоном. Угадаете, какая?

— Многие фотографы продумывают свои работы, режиссируют в голове свои будущие картины.  А у вас есть кадр мечты?

— Я плохой режиссер. Я наблюдатель и созерцатель. Мне нравиться жизнь такой, какая она есть, я ничего не придумываю. А кадр мечты? Это, наверное, не кадр, а целая серия фотографий из нового путешествия. Я, конечно же, пока не знаю куда, да это и не важно. Красота и удивительные моменты ждут нас везде, в каждом шаге нашего пути, главное — не пропустить, успеть увидеть и сфотографировать.

— Важно ли ходить на выставки? Что это дает человеку творческому и тому, кто с искусством никак не связан?

— Да, для меня это важно. Это и вдохновение, и какой-то новый уровень знакомства с автором. Многие фотографы почти совсем отказываются от выставок, предпочитают публиковать свои работы в интернете, где, по их мнению, зрителей в миллионы раз больше. Безусловно, это так. Но выставка — это какое-то совсем другое действо, нежели интернет. Это живое взаимодействие со зрителем, с коллегами, это совершенно новый взгляд даже на свои фотографии, не говоря уже о фотографиях друзей и коллег. Я понимаю, что почти все фотографии с выставок друзей я видела и раньше в интернете, но на выставках совсем другое восприятие и видение этих же кадров, совсем другие эмоции. И, конечно же, это встречи, живое знакомство, общение. Это про современников.
А есть еще классики, встреча с их картинами в тишине музейных залов для меня подобна встрече с живым художником. Их картины мы видим с детства в журналах и книгах, иногда даже в учебниках, нам знаком каждый штрих, каждый мазок известных картин. Но оригинал воспринимается совсем иначе. Для меня это разговор с художником о важном. Например, знакомство с картинами художников Возрождения на меня произвело однажды неизгладимое впечатление.

Выставка Ольги Александровой в ЦНК «Берегиня» будет работать до конца марта. Приходите, чтобы не казалось, что зима уж очень надоела, чтобы заново влюбиться в это время года или понять, насколько оно все-таки прекрасно.

Беседовала Светлана Мальцева

gazeta@3em.ru

Фото из архива героини

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Кстово.ру
люди города Кстово