КСТОВО.РУ

Наши дорожные артерии


Исторически дорога, связывающая Казань с Нижним Новгородом и, следовательно, с Москвой существует несколько столетий -вероятно, со времени присоединения к Русскому государству Казанского ханства. Как грунтовый тракт, она во второй половине XVIII века была относительно благоустроена и являлась частью знаменитой Владимирки, по которой шли под конвоем партии ссыльных и каторжан в далекую Сибирь для отбывания сроков наказания.
Существовавшая до Великой Отечественной войны дорога Горький - Казань в Горьковской области имела твердое покрытие в пределах населенных пунктов (д. Афонино и Опалиха, с. Работки) и на затяжных подъемах (около Работок), а на остальном протяжении оставалась грунтовой.
Строительство автомобильной дороги Горький - Казань было вызвано нуждами народного хозяйства, а в начале Великой Отечественной войны эта задача стала неотложной. В результате эвакуации промышленных и военно-промышленных предприятий из западных районов страны, подвергшихся оккупации противником, значение Казани как крупного центра военной промышленности значительно возросло. И приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР от 11 августа 1941 года (в то время автомобиль-ные дороги общегосударственного значения находились в его ведении) было дано задание по приведению в проезжее состояние существующей грунтовой дороги Горький - Казань, не имевшей тогда единой эксплуатирующей организации (ее участки подчиня-лись местным дорожным органам - дорожотделам).
Учитывая военную обстановку и жесткие сроки ввода дороги в эксплуатацию, строительство ее велось параллельно с проектированием. Причем осуществлялось оно как силами мобилизованного на эти работы местного населения и тягловой силы, так и контингентом заключенных, дислоцированных в лагерях по всему протяжению трассы (в частности, такие лагеря располагались в Кстове, Ветчаке, Работках). Архивных данных о численности работавших на строительстве заключенных нет, но, по воспоминаниям оневид-цев, их количество достигало несколько тысяч.
Управление строительством дороги размещалось в Чебоксарах, а дорожно-строительные отделы имелись в Кстове, Лыскове, Воротынце Горьковской области. Начальником управления был вначале Мороз, потом инженер-майор Гурарий, главным инженером - Сандуковский. Дорожно-строительные работы выполнялись в основном вручную. Приказом Наркома внутренних дел от 18 января 1943 года был установлен срок полного окончания работ на участке Горький - Чебоксары - Казань к 1 декабря 1943 года. Этот участок трассы сдали досрочно: актом правительственной комиссии от 17 октября 1943 года автомобильная дорога Горький - Казань была принята в постоянную эксплуатацию.
Созданное 20 апреля 1943 года на основании приказа НКВД СССР от 1 апреля того же года управление дороги Горький - Казань считается датой рождения существующей автотрассы, более известной как Волжская автомобильная дорога.
По словам директора муниципального учреждения «Кстовские дороги» В. Н. Никитина, на начало 2007 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в районе составляла 380 км. В том числе федеральные М-7 «Волга» Нижний Новгород-Урал (58 км) и Нижний Новгород - Саранск (10,45 км); территориальные -311,5 км; муниципальные (с учетом Кстова) - 338,9 км.
Общее состояние дорог удовлетворительное, лучшее - на федеральных трассах. 40 % территориальных и 70 % муниципальных дорог требуют капитального ремонта. Содержанием автодорог в районе занимались: федеральных М-7 «Волга» - ФГУ ДЭП № 142, Нижний Новгород - Саранск - ООО «Дервейк»; областных - фирма ЗАО «Строй-механизация-5», ООО РДСК «Доринвестстрой». С начала 2007 года областные дороги содержит ООО «Автомагистраль-НН».
Наиболее опасные на федеральной дороге М-7 «Волга» участки находятся в районе Кстова, Федякова, Ветчака, СОК «Березка», Запрудного и Горянькова; на автотрассе Нижний Новгород - Саранск - в районе Бл. Борисова и Вязовки. На областных дорогах такие участки находятся в районе Зелецина, кольцевой развязки автотрасс Кстово - Д. Константиново, восточного подъезда к Нижнему Новгороду (Ржавка, Афонино, Б. Ельня).
Федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга» Нижний Новгород - Уфа служит в районе самой главной транспортной артерией. По ней ежесуточно в среднем проходит 35-40 тысяч автомобилей, максимальная интенсивность достигает 80 тысяч автомобилей в сутки. Ежемесячно это свыше 1 миллиона автомашин.
В нашем городе 110 улиц протяженностью 88,7 км, 126,7 км внут-риквартальных проездов, 40,9 км тротуаров и пешеходных дорожек. На 2007 год бюджетом предусмотрены значительные финансовые расходы на содержание, благоустройство улиц, дорог, площадей, внутриквартальных проездов, тротуаров и пешеходных дорожек.
Муниципальное учреждение «Кстовские дороги» создано распоряжением главы администрации Кстовского района от 21 декабря 2001 года и является правопреемником отдела дорог, образованного в 1996 году для децентрализованного управления средствами территориального дорожного фонда в районе. В состав отдела входили начальник В. Н. Никитин, главные специалисты М. Д. Шабанов, Т. Н. Варева. Отдел занимался строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования в районе.
С началом работы отдела дорог в районе проведена паспортизация всех находящихся в сети дорожного фонда автомобильных дорог общего пользования. В то время их имелось 243,8 км. Кроме того, проведена паспортизация этой сети (состояние проезжей части, обочин, дорожных знаков, искусственных сооружений и др.)
За восемь лет работы по децентрализованному использованию финансовых средств территориального дорожного фонда построена автодорога «Обход г. Кстова» протяженностью 15 км, а также подъезды к 15 населенным пунктам (27 км). Проведены реконструкция и ремонт пяти мостовых переходов, капитально отремонтировано 170,6 км дорог и 12 искусственных сооружений. Выполнено 11 проектов на строительство автодорог и мостов. Передано в сеть автомобильных дорог общего пользования 76,3 км бесхозных и хозяйственных дорог. Построены линии освещения автодорог общего пользования протяженностью 27,5 км в Кстове, В. Враге, Зименках, Опалихе, Б. Ельне, Афонине, Шелокше, Майдане, Чернухе, Владимировке.
Предстоит привести кстовские дороги в надлежащее состояние, сделать их безопасными для водителей и пешеходов.


Опубликовано на сайте: http://kstovo.ru
Прямая ссылка: http://kstovo.ru/content/56