КСТОВО.РУ

В средние века


Кстовская земля, как и вся Нижегородчина, помнит те страшные годы и опустошительные набеги татар на мирные города, села и деревни Приволжского края. Документальных источников об этом историческом периоде очень мало, но зато в народной памяти сохранилось немало сведений.
Предание, бытующее среди жителей волжского села Кадницы, донесло до нас историю в том, что на этот высокий волжский берег татары сгоняли с окрестных мест пленников и здесь их казнили. Это место и поныне в селе так называется - гора Резуха. В книге Л. Л. Трубе «Как возникли географические названия Горьковской области» о Кадницах сообщается, что «это старинное село известно с XIV века... название произошло от слова «казницы» и означает, что здесь люди терпели бедствие. Это объяснение основывается на том, что в древних летописях село именуется Казницами (по предположению, здесь был торг по выкупу и обмену русских пленников, захваченных татарами)».
Цепкая народная память передает, что один из предводителей
татарской рати хан Окша, двигаясь по кстовской земле в сторону Нижнего Новгорода, остановился на ночлег около речки. Раскинув шатры, татары переночевали, а утром тронулись в путь. Возникшее на этом месте селище стало называться Стан-Шелокша (стан -стоянка, шел Окша-хан и остановился). О вторжении в кстовские места татарских полчищ свидетельствует найденный в окрестностях Кстова (близ деревни Малые Вишенки, упоминаемой как пустошь, а ныне входящей в городскую черту) клад старинных монет, относящихся к XV веку и принадлежащих предводителю татарской рати. Ныне клад (татарские монеты) хранится в НГИАМЗ.
Есть предание и о деревне Чаглаве. Дружина нижегородцев-русичей, освобождая наши земли от татар, подошла к этому поселению. На окраине деревни лежал человек с отсеченной головой: здесь недавно бесчинствовали татары. Один из воинов поднял отрубленную голову и, обращаясь к своим ратникам, спросил: «Чья голова? Русского или татарина?». Предав тело русича земле, дружина продолжила путь. А это поселение так и доныне называется Чаглава.
Бытует предание о том, что приютившуюся на склоне горы у речки Кудьмы деревушку дотла спалили татары только потому, что ее жители собрали для них мало дани. Разгневанный хан приказал собрать еще дань. Но дать жителям было больше нечего. Тогда деревня запылала огнем, жителей увели в рабство.
Грабительские набеги на русские княжества и нижегородские земли следовали один за другим, приносили бедствия, страдания и разорение русскому народу, который постепенно поднимался против своих поработителей. Русские князья поняли, что только объединившись можно сбросить со своих плеч ненавистное татарское иго. И разрозненные русские земли собрались и объединились под великокняжеской рукой Москвы. Великий князь Дмитрий Иванович Донской в 1380 году в битве на Куликовом поле наголову разбил орды Мамая, одержал победу, показал силу русского народа и единство русских земель и князей.
Вступивший впоследствии на престол молодой царь Иван Васильевич IV, прозванный Грозным, продолжил активную внешнюю политику Московского государства.
После завоевания Казани (1552), а затем и Астрахани (1556) отпала угроза татарских набегов на нижегородские земли. Постепенно на пепелищах и пустошах стали возрождаться села и деревни, их население стало увеличиваться. По мелким притокам Волги и Кудьмы стали появляться и расти «починки». Дозорная книга сообщает: «На новолесной росчисти появился починок Опалев на речке Ельне, пашни паханные, росчисть 5 четвертей, да перелога 7 четвертей... лугов около 50 копен. А лес около поль бортный, монастырский ухожей». Впоследствии из этого починка разрослась деревня Опалиха, которая ныне является населенным пунктом Кстовского района.
К концу XVI века в Окстове Поляне (так тогда называлось Кстово) уже насчитывался 21 двор. В официальных документах этого времени она стала именоваться сельцом. В XVI-XVII вв. сельцо принадлежало известному роду Соловцовых.
К середине XVII века число жилых дворов в нем значительно увеличилось. Сельцо стало именоваться просто Кстово. В то время земли, расположенные по обеим сторонам большака - торной дороги в Понизовье - стали застраиваться жилыми домами и хозяйственными постройками. На холодных ключах выходящих к Волге оврагов появились винокуренный и сытенный «заводы», был учрежден государев кабак, заметно увеличилось население.
К реформе 1861 года в этом селе насчитывалось 70 дворов с населением около 400 человек.
Кстово и другие волжские города, большие и малые селения, расположенные на берегах крупнейшей водной артерии Европы - Волге, связаны с нею общностью исторических судеб. С древнейших времен Волга являлась важным торговым путем разных народов, связывала центральные районы страны с западными и восточными государствами. Волга - колыбель многоисленных российских народов, на ее берегах формировалась русская нация. На кстовской земле и по берегам протекающих по ее территории притоков Волги -Кудьмы, Озерки, Шелокшанки и других впервые селились и жили наши предки, осваивая территорию края. И кажется, что волжские берега и волны многое могут рассказать нам о нашей многовековой истории, о великих россиянах и людях чужеземных.
Интересные сведения о кстовском Поволжье дает в своем «Описании путешествия в Московию» немецкий путешественник Адам Олеарий, совершивший поездку по Волге в 1636-1639 годах. Выехав из Нижнего 2 августа, у Телятинского и Собчинского островов путешественники на своем судне дважды садились на мель. Сидели целых девять часов, пока не удалось сдвинуть корабль с места. Далее в дневнике он пишет: «3-го с. м. дело шло несколько лучше. Мы проехали вперед мимо нескольких деревень и островов, из которых важнейшие Столбищи и Стоба (А. Олеарий, видимо, не расслышал рассказчика и вместо «Кстово» написал «Стоба» - прим. С. М.), Зименки на холме и остров «Теплый» в 20 верстах от Нижнего... проехали лежащие по правую руку деревни: Безводная, Кадница, где высота полюса оказалась равной 56°2Т, далее Работки, Чече-нино, Татинец, Юркино».
Бывал на Волге и А. Н. Радищев. После сибирской ссылки в 1797 году он плыл по Каме и Волге с караваном барж, груженых железом. По дороге А. Н. Радищев вел «Дневник путешествия из Сибири». Его привлекла жизнь волжан. Он видел изнурительный труд бурлаков, с горечью описывал тяжелую участь людей, которые из-за многочисленных простоев волжских судов лишаются и без того грошового заработка, а после каторжного труда «приваливаются прямо к кабаку». В своих путевых заметках А. Н. Радищев дает описание и наших кстовских мест: «Шли бечевой от села Татинцы, почтовой станции. По горному берегу видны деревни. Проехав Татинцы, против деревни стоит деревня и на другой стороне».
Путь проходил мимо с. Работки: «Подняли паруса... Тут видел освященную церковь... При том же ветре проезжали многие села и деревни, село Кадинки. В Работках много стоит расшив. Тут строят их на продажу, и множество плотов леса, который частично пилят и срубы рубят. Отдают расшивы под фрахт, потом проехали луг, а на нем сосняк подле горы, знак, что вода тут не восходит».
Далее А. Н. Радищев пишет: «Село Безводное, где жители делают проволоку, церковь и часть на горе. Остальное под горою и перед ним к Волге прекрасные березовые рощи, вдали уж можно было видеть в синеве заволжский лес. В Безводном последняя почтовая станция к Нижнему, водой считается 25 верст. От села Большой Овраг берег прямой, низкий до села, за которым видны рощи, поля, покрытые хлебом, села, деревни и берег склоняется совсем, или возвышен окатистыми буграми до самой слободы близ Нижнего, за которою высокая гора. Не доехав версты 1,5 до подгорной Слободы, ночевали на якоре».


Опубликовано на сайте: http://kstovo.ru
Прямая ссылка: http://kstovo.ru/content/5