КСТОВО.РУ

Они прославили наш край.


Гордостью земли кстовской является ее самый ценный капитал -люди. Это они своим умом и золотыми руками в течение столетий преображали наш край. Люди, издревле живущие на берегах великой реки Волги, обладали замечательными качествами: смелостью и любознательностью, хозяйственной предприимчивостью и сметкой, умели мастерить, изобретать, растить хлеб иторговать. Здесь выросла замечательная плеяда кстовчан-патриотов, прославивших свою малую родину на всю Россию. Деятельность наших выдающихся земляков, безусловно, повлияла на хозяйственное и культурное развитие края.
Благодарные потомки знают и помнят своих земляков, продолжают славные традиции предшествующих поколений, учатся у них жить и трудиться. В ряду выдающихся кстовчан - зодчий Павел По-техин и русский богатырь Николай Вахтуров, уроженцы старинного русского села на Волге - Кадниц. В другом селе - Лопатищах - в течение 10 лет жил и вел активную проповедническую деятельность против «житейской скверны» протопоп Аввакум. Значимость этого периода жизни идеолога старообрядчества высоко оценена современниками.

П. С. Потехин - зодчий из Кадниц


Имя выдающегося зодчего России, ведущего мастера каменного узорочья второй половины XVII века Павла Сидоровича Потехи-на широко известно в русской национальной культуре.
П. С. Потехин родился в селе Кадницы в 1626 году в семье крестьянина-кузнеца. Детские и юношеские годы его прошли на Волге. Он со своими сверстниками бегал по ее берегам, окрестностям села, лугам, расположенным на островах за речкой Кудьмой. В семье Сидора Потехина росли четверо сыновей. Павел был третьим. Это был очень наблюдательный и любознательный мальчик. В 1642 году скончался отец, и шестнадцатилетнему Павлу вместе с младшим братом Андреем пришлось самим выбирать свой жизненный путь.
Вместе с братом Павел участвовал в строительстве каменного Спасского собора в Павлове, что на Оке. На стройке парень выполнял всякие подсобные работы: размешивал известь, подносил кирпич, изготовлял железные связи. Внимательно наблюдал он, как каменщики, ловко орудуя мастерком, возводили собор. Видел, как на его глазах «растут» каменные стены. У мастеров-каменщиков учился, а потом и сам освоил их строительные премудрости, давал советы даже опытным строителям. А когда скончался главный зодчий собора, он заменил его и стал осуществлять общий надзор за строительством. Здесь, окунувшись в строительные дела, Павел Потехин набирался опыта, проявляя интерес к большим и малым делам стройки, заботился о людях.
Молодой мастер каменных дел Павел Потехин организовал свою артель, и в 1668 году она была приглашена князем М. Я. Черкасским на строительство нового храма в его усадьбе с. Николо-Урюпино на речке Химки под Москвой. В 1670 году артель вела строительство каменной церкви в подмосковном с. Марково, владении боярина Я. Н. Одоевского. Сохранившаяся в этом селе церковь служит памятником русского узорочья XVII века.
Бригаду мастеров-каменщиков пригласили строить одну из церквей Макарьев-Желтоводского монастыря. Здесь они построили Святые врата, обращенные в сторону Волги, а над ними возвели Михайло-Архангельскую церковь. Храм получился великолепный. Он и сейчас продолжает восхищать всех своей оригинальностью. За участие в строительстве обители каменщики артели Потехи-на удостоены высокой чести: их имена внесены в монастырский кормовой синодик, в который заносятся фамилии боярских родов, царской семьи и духовенства.
В 1675 году Павел Потехин со своей артелью в Московском Кремле для князей Черкасских и Одоевских возводит архитектурный ансамбль с четырехэтажными палатами и пятью двухэтажными службами, а также удивительные по красоте храмы - Борисоглебский и Тихвинский. Весь свой талант зодчего, всю душу вложил Павел Сидорович в этот неповторимый ансамбль.
В состав артели входили подвязчики (мастера по установке строительных лесов), плотники, кирпичники, резчики по дереву и камню, кузнецы и золотильщики. Каждый мастер мог работать и на кладке стен и сводов, и ковать в кузне, не менее ловко владея топором и теслом. Мастера могли заменять друг друга или все вместе быстро выполнить необходимую работу. Именно в этом заключался секрет древнерусских строителей, и сегодня удивляющих потомков не только быстротой возведения монументальных зданий, но и их прочностью, конструктивной надежностью.
Мастера артели П. С. Потехина возвели удивительный по красоте и величию монастырь на острове Ворсменского озера в Нижегородской губернии. Монастырский ансамбль, созданный по чертежам нашего земляка, - шедевр каменного зодчества древнерусского мастера.
Ум, талант, высокоразвитое чувство прекрасного, золотые руки -вот что отличало Павла Сидоровича Потехина, выдающего зодчего XVII века. Возведенные им храмы и монастыри восхищали его современников и продолжают восхищать нас.

Огнепальный Аввакум в Лопатищах


На нашей древней кстовской земле, в Закудемском стане, в некотором отдалении от оживленного Казанского тракта, в нескольких верстах от приволжского села Работки находится старинное село Лопатищи, известное с XVI столетия. С тех далеких времен и до сего дня хранит оно следы старины глубокой и память о выдающемся сыне России XVII века - протопопе Аввакуме Петрове, одном из тех, кто отстаивал традиционную «старую веру» в эпоху перемен.
По указу царя Михаила Романова от 15 июня 1619 года деревушка Лопатищи, затерянная в нижегородских пределах, была пожалована в вотчину одному из активных защитников Отечества в войне с польско-литовскими захватчиками - воеводе Ф. В. Волынскому. Затем сельцо Лопатищи в 1640 году перешло к знатному боярину В. П. Шереметеву. По его указу была срублена деревянная церковь. Сюда, в село Лопатищи, в храм Божий и был приглашен в качестве иерея сын священника Петра Кондратьева из села Григорова Мурашкинской волости Аввакум Петров. Он был женат на дочери кузнеца Анастасии Марковне.
Аввакум Петров-будущий идеолог старообрядчества, писатель, публицист, великий гражданин России - на протяжении десяти лет (1642-1652) служил в Лопатищинском храме. Сначала он был рукоположен в дьяконы, а потом в священники.
Здесь он вел подвижнический образ жизни, активно проповедовал. Здесь произошло становление этой сильной личности. Уже тогда по своему характеру и духовным качествам он отличался от обычных сельских священников. Аввакум старался научить своих прихожан жить по-божески, с одинаковой строгостью требовал от них соблюдения правил нравственной жизни, посещения храмов и соблюдения постов. Он рьяно проповедовал уставы и каноны церкви - справедливость и любовь к ближнему не на словах, а наделе. Вел активную борьбу за нравственное очищение от «житейской скверны», выступал против «языческих» пережитков, скоморошества и везде проповедовал трезвый благочестивый образ жизни.
В своей книге «Житие протопопа Аввакума» он приводит несколько эпизодов из жизни в Лопатищах. Местный начальник Иван Родионович у бедной вдовы этого села отнял дочь и взял к себе в наложницы. Узнав об этом, Аввакум вступился за сироту и потребовал, чтобы он возвратил дочь матери. За это Аввакум был избит, о чем он пишет: «Таже ин начальник, во ино время, на мя рассвирепел, - прибежав ко мне в дом, бив меня, и у руки огрыз персты, яко пес зубами. И егда наполнилась гортань его крови, тогда руку мою испустил из зубов своих... Аз же, поблагодаря Бога, завертел руку платом, пошел к вечерне. И егда шел и путем наскочил на меня он же паки со двумя малыми пищалями и, близ меня быв, запалил из пистоли...». Аввакума хотели убить, но пищаль дала осечку, и он остался жив.
Далее он пишет, как в Лопатищах боролся со скоморошеством. Известно, что в 1648 году было издано специальное распоряжение царя, запрещающее всякие затеи скоморохов с домрами, гуслями, медвежьими плясками. Но скоморохи продолжали ходить со своими «бесовскими игрищами» по деревням, селам, городам. «Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял - одного ушиб, и паки ожил, а другого отпустил в поле».
Аввакуму были противны эти «бесовские пляски». Вступив со скоморохами в противоборство, он изгнал их из села. Но это для него не прошло безнаказанным. Тот же Иван Родионович пожаловался боярину В. П. Шереметеву (владельцу села), который со своим караваном проплывал по Волге и остановился в Работках. Боярин вызвал Аввакума к себе. Вспоминая об этом, Аввакум писал: «За сие меня Василий Петрович Шереметев, пловучи Волгою в Казань на воеводство, взял на судно и браня много, велел благословить сына своего Матфея бритобратца. Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу...» Все это могло закончиться для Аввакума трагически, но подоспевшим работкин-ским жителям удалось его спасти. То, что поп собственного села Лопатищи не благословил сына В. П. Шереметева, было воспринято как неслыханная дерзость и вызвало страшный гнев боярина.
В годы службы в Лопатищах Аввакум сближается с «ревнителями благочестия» Нижегородчины - Иваном Нероновым, Стефаном Вонифатьевым и архимандритом Макарьев-Желтоводского монастыря Илларионом. В дальнейшем эта многолетняя дружба, тесные контакты и совместная борьба против реформ патриарха всея Руси-Никона определили во многом жизненный путь Аввакума - путь страданий и гонений, мученичества и признанной славы.
Нижегородский ученый, доктор исторических наук Н. Ф. Филатов в книге «На родине огнепального Аввакума» дает высокую оценку его деятельности в Лопатищах: «Значимость лопатищинского периода жизни в становлении Аввакума Петрова как идеолога старообрядчества и борца против «житейской скверны» несомненна... В Лопатищах он стал духовным отцом значительной по численности паствы, здесь он сформировался как один из идеологов религиозно-социального движения, всколыхнувшего в середине XVII века всю Россию, оказывающего влияние на жизнь значительной части нашего общества и в наши дни». С этим нельзя не согласиться, имея в виду всю последующую жизнь нашего земляка и его борьбу с произволом и жестокостью властей.
Священник, близко стоявший к народным массам, пылко и негодующе обличал в своих проповедях развращенность, пьянство, мздоимство и другие пороки духовенства. Проповедуя благочестивый образ жизни, он критиковал высшее духовенство и власть имущих. Своей нетерпимостью и непреклонной борьбой за восстановление дониконовских обрядов в храмах Аввакум приводил их в ярость, был изгнан из протопопов и сослан в заполярный городок Пустозерск.
Аввакум был уверен, что все в мире «-наделано для человека» и звал людей к единению и милосердию, благословляя их на благое деяние. Неистребимая жажда справедливости никогда не покидала мятежного протопопа, и сн всегда и везде одинаково требовал от людей, духовенства и властей соблюдения благочестия и нравственной чистоты. Поэтому неудивительно, что он приобрел большую популярность и приверженность в народе, своей подвижнической жизнью снискал уважение и признательность.
Находясь в заточении в земляной тюрьме Пустозерска, он написал замечательное автобиографическое произведение «Житие» -исторический документ и памятник эпохи XVII века, который читал и читает весь просвещенный цивилизованный мир. Подтверждение тому - английские, французские, немецкие, чешские, шведские, китайские и другие издания этого литературного памятника. Бесстрашный борец совершил подвиг - до конца дней своих остался верен себе и своим убеждениям.
Наш земляк протопоп Аввакум Петров - великий и гордый сын России - достоин самой святой и светлой памяти потомков.

Русский богатырь Николай Вахтуров


Уроженец села Кадницы Николай Вахтуров, один из немногих учеников Ивана Поддубного, человек феноменальной 'билы, стал первым кстовским чемпионом мира по борьбе. В спортивной славе он уступал только своему знаменитому наставнику.
При рождении в 1882 году мальчик был наречен Никандром. Рано скончался его отец Агафон Вахтуров - человек крепкой бурлацкой породы, грозный кулачный боец. Осталось трое детей, нужно было помогать матери. На тринадцатом году Никандр пас сельское стадо, а затем ходил по Волге матросом. Воинскую службу проходил в Петербурге в Преображенском лейб-гвардии гренадерском полку, где познакомился с братом Ивана Максимовича Поддубного Митро-фаном. Иван Поддубный, увидев рослого, грузного с виду нижегородца, побеждавшего, когда гренадеры затевали борьбу в обхват, пришел в восторг. Он и познакомил Вахтурова с графом Г. И. Рибо-пьером - спортивным меценатом и учредителем Санкт-Петербургского атлетического общества. На манеже Рибопьера Н. Вахтуров и стал тренироваться.
В «Альбоме борцов», выпущенном в 1911 году редакцией журнала «Русский спорт», сообщается: «...Там шли упражнения с гирями. Вахтуров взял гирю весом 6 пудов 20 фунтов и сразу ее толкнул...». Поддубный показал Вахтурову несколько приемов французской борьбы и удивился, как быстро его ученик схватывает показанные приемы. Похлопав его по спине, он сказал: «Будешь добрым борцом, если станешь прилежно учиться». И Вахтуров учился долго и упорно, до седьмого пота тренировался, отрабатывал и совершенствовал приемы борьбы.
В 1907 году в московском цирке «Аквариум» состоялся дебют молодого борца Вахтурова. После успешного поединка Поддубный подошел к нему и сказал: «Вахтуров - фамилия хорошая, а вот «Никандр Агафонович» не звучит. Будешь Николаем Александровичем». И с тех пор Вахтуров стал носить новое имя.
В 1909 году в Петербурге проходил крупный турнир по борьбе. Участвуя в нем, Николай получил звание чемпиона мира. Победа пришла благодаря упорству и настойчивости борца. Удачи следовали одна за другой. На международном чемпионате в г. Герлице (Германия) он завоевал первый приз, а на турнире в Софии стал чемпионом Болгарии.
Иногда Вахтуров демонстрировал и силовые трюки: разгибал подковы, носил на себе груз весом 24 пуда, а двухпудовую гирю перебрасывал через железнодорожный вагон. А вот какое сообщение было опубликовано в февральском номере журнала «Геркулес» за 1914 год: «Кишинев, 23 января 1914 года. Николай Вахтуров демонстрировал атлетические номера: по помосту, который лежал у него на груди, прошел весь парад борцов, а затем проехали три извозчичьих повозки с седоками!».
В 1913 году в Нижнем Новгороде в цирке Яковлева на Но-вобазарной площади проходил чемпионат по французской борьбе. Зрители увидели исполинскую фигуру своего земляка: рост -183 см, вес - 7 пудов 30 фунтов, обхват груди - 134 см, ног -76 см. Настоящий русский богатырь! В газете «Нижегородский листок» об этом чемпионате появилось следующее сообщение: «Вчера, несмотря на будний день, цирк был почти полон. Выступал чемпион мира Н. Вахтуров. Для первого раза против него выставили тоже сильного и массивного борца Разумова. Через две минуты приемом «бра-руле» Вахтуров бросил противника на лопатки».
В двенадцатом номере журнала «Геркулес» за 1915 год была помещена статья Вахтурова с рассказом о его тренировках. «Встаю в 8 часов. Гуляю час. Прихожу домой и пью четыре стакана сладкого чая. Отдыхаю, лежа в постели около получаса. Затем в течение часа занимаюсь с четырехкилограммовыми гантелями по системе И. В. Лебедева. Бегаю на месте с глубоким дыханием 15 минут. Обтираю тело мокрым полотенцем и иду гулять часа на полтора. Придя домой, тяну резину минут двадцать и выжимаю себя на стульях 50 раз подряд, а затем пять минут прыгаю через стулья. Принимаю воздушную ванну, сидя на стуле, и обтираю все тело одеколоном. Обедаю, преимущество отдаю зелени (вареное мясо совершенно не ем). Гуляю около часа. Сплю часа полтора. Проснувшись, читаю газеты. Пью четыре стакана чая. Иду в цирк, где борюсь. На следующий день, встав, сразу начинаю тренироваться в борьбе часа полтора. Вытягиваю противника наверх обратным поясом по 20-25 раз. Затем бегаю и иду гулять. Вот и вся моя «система», в которую по воле судеб уложилась и вся моя жизнь».
Став профессиональным спортсменом, Николай Вахтуров писал: «Я люблю борьбу больше всего на свете, люблю так, как художник любит свои картины, композитор любит свое музыкальное детище, артист - свою сыгранную роль».
Жизнь выдающегося земляка, к сожалению, была недолгой. В возрасте 34 лет в Тифлисе волею случая он попал в автомобильную катастрофу и скончался. Но память о русском богатыре живет в сердцах его земляков-кстовчан.


Опубликовано на сайте: http://kstovo.ru
Прямая ссылка: http://kstovo.ru/content/10